Яндекс.Метрика

Обработка данных нейропсихологического исследования (продолжение)

20. Пересказ текста. Эта проба чувствительна к способности ребенка правильно воспринимать и удерживать речевую информацию (переработка слуховой информации), а также зависит от возможности внимательно слушать текст, выделять основной смысл (программиро­вание и контроль), строить программу пересказа и синтаксические конструкции (серийная организация речи), правильно находить или припоминать лексические средства (переработка слуховой информа­ции). Поэтому оценка продуктивности в этой пробе — параметр смы­словой полноты пересказа — показатель комплексный. В то же время он позволяет выявить относительную силу или слабость лево- и пра­вополушарных функций: меньшая смысловая полнота пересказа по сравнению с рассказом характерны для дефицита функций переработ­ки слуховой информации. Приведем пример: «Что… галка переоде­лась в белую… ворону. И она прилетела… к тем. И… они… она не вы­держала… (пауза 15 сек) и закричала по-вороньему. Они… узнали… что это… голубь… и выгнали ее. Она пошла к своим. Они тоже поня­ли и выгнали ее тоже». При таком резком отставании в развитии но­минативной функции речи и слухоречевой памяти (смысловая полно­та — 14, см. ниже) понимание смысла басни все же доступно, что вы­является с помощью вопросов, в которых есть названия действующих лиц: Почему галку не признали свои? — Потому что она была в бе­лой… Тебе понравилось поведение галки? — Нет, потому что она переоделась в белую одежду и полетела к чужим… и они узнали, что это не наша… голубь и выгнали. Голуби пригласили галку к себе? — Нет. Галка попросила покормить ее? — Нет. Галка была очень чест­ная и трудолюбивая? — Нет, она хотела есть и все. (Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати).

Несмотря на основную направленность пробы на оценку левополушарных функций (см. параметры ниже), качественный анализ пере­сказа и ответов на вопросы позволяет обнаружить и слабость функ­ций правого полушария. В таком случае дети повторяют текст как бы механически, детали событий при пересказе часто не связываются воедино и могут быть переставлены местами. Например, «Она покра­силась в белую эту краску и полетела в голубятню в гнездо. Голуби её не узнали. И услышали, а она обиделась и по галочьему за… за… зале­тела. Тут её узнали и тоже выгнали» (смысловая полнота 16, см. ни­же). Кроме того, при правильном, фактологически верном и полном пересказе мотив и намерения галки могут быть не уловлены, что об­наруживается в ответах на вопросы. Так, ребенок 6 лет в пересказе говорит: «Галка узнала, что голуби… что голубей хорошо кормят. Вот. Покрасилась белым цветом… и… и прилетела к голубям. Они ее приняли, а потом она закричала по-галочки… и они ее выгнали. А свои… прилетела она к своим, а свои тоже выгнали». Почему галку не признали свои? — Потому что она была белая. Тебе понравилось поведение галки? — Нет, потому что надо было по-голубски закри­чать, а она закричала по-галочьи. Голуби пригласили галку к себе? — Нет, она сама к ним прилетела. Галка попросила покормить ее? — Нет, потому что она хотела сама голубей кормить. Галка была очень честная и трудолюбивая? — Нет, потому что она, когда при­летела, она сама захотела прилететь сюда, а потом ее голуби не приняли. (Ахутина, Засыпкина, Романова, в печати).

1. Смысловая полнота пересказа (продуктивность)

2 балла 1 балл 0 баллов
Галка 2 1 0
услышала (узнала), что 2 1 0
Голубей 2 1 0
хорошо кормят 2 1 0
побелилась, покрасилась (оделась) в белый цвет 2 1 0
прилетела к голубям, влетела в голу­бятню 2 1 0
Голуби (они) 2 1 0
ее не узнали 2 1 0
(голуби) ее приняли 2 1 0
Галка закричала 2 1 0
по-галочьи 2 1 0
Голуби (узнали и) выгнали 2 1 0
Галка вернулась к своим 2 1 0
свои не узнали и поэтому… 2 1 0
свои выгнали 2 1 0
Сумма по отдельным столбцам
Всего:

 

Примечание. 2 балла ставится за самостоятельное упоминание в рас­сказе; 1 балл — за упоминание при помощи психолога, после вопро­сов, при неточном назывании объекта, 0 баллов ставится в том случае, когда даже после вопросов ребенок пропускает этот кусок. Макси­мальный балл 30. В таблице слева оценки за пересказ ребенка с труд­ностями переработки слуховой информации, справа — со слабостью правополушарных функций.

Переработка слуховой информации

2.  Количество предъявлений текста.
3.  Лексическое оформление пересказа:

0  — адекватное использование лексических средств;

1  — поиск слов или единичные близкие вербальные замены (Она пошла к своим),

2   — бедность словаря, вербальные парафазии, пропуск точных номинаций и замена их местоимениями (Галка и курицы: прилетела к тем— те так и не названы);

3   — выраженная бедность словаря, множественные лексические ошибки.

4. Количество параграмматизмов, являющихся системными (вторичными) следствиями лексических трудностей (например, «Галка переоделась белым цветом» — вербальная замена переоделась вместо «покрасилась» влечет за собой ошибку управления).

Программирование и контроль

5. Смысловая адекватность:

0  — правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла басни;

1   — неточное изложение событий с правильными ответами на вопросы или правильное полное описание событий с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

2   — неполное (с пропуском смысловых звеньев) изложение со­бытий без исправления после наводящих вопросов;

3  — искажение событий при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Серийная организация

6.  Программирование рассказа:

0 — пересказ включает основные смысловые звенья в правиль­ной последовательности и с наличием слов-связок;

1  — пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие свя­зующих слов, или наличие необоснованных повторов слов-связок;

2  — тенденция к фрагментарности, перечислению деталей, нали­чие смысловых повторов и разрывов в повествовании, сочетание не­скольких ошибок из предыдущего пункта;

3  — невозможность построения связного текста.

7. Грамматическое оформление рассказа:

0  — пересказ оформлен грамматически правильно с использова­нием разнообразных грамматических конструкций;

1  — пересказ оформлен грамматически правильно, но предложе­ния короткие; отмечается однообразие синтаксических структур или имеются нарушения порядка слов;

2    — предложения короткие, при этом встречаются единичные аграмматизмы, т.е. упрощения синтаксических структур;

3  — допускаются множественные синтаксические ошибки, в том числе пропуск глагольного сказуемого («Дядя… ведро»),

8.  Длина пересказа (количество слов).
9.  Количество сложных предложений.
10.  Средняя длина фразы.
11.  Время пересказа.
12.  Темп пересказа (количество слов / время).

Повторение слов – предыдущая | следующая – Особенности рисунков

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах