/     /  
Синестезии

Синестезии

Естественно, что эти три типа не являются единственными, хотя они и наиболее отчетливы. Существуют лица со значительным преобла­данием обонятельных представлений; это преобладание иногда наблю­дается в процессе развития, например, у маленьких детей. Мы имели возможность определять способность двухлетней девочки найти по запа­ху владельца забытого зонтика. Обонятельное представление этой де­вочки было тоже необычайно развито.

Наиболее распространенным является смешанный тип. Но это не означает, что представления, относящиеся к отдельным сенсорным об­ластям, равномерно распределены. Всегда имеет место преобладание одной области при умеренном распределении остальных.

Значение типов является очевидным как при обучении, так и при вы­боре профессии. Так, например, в области медицины, аудитивный тип, безусловно, будет выгодным для фониатра, оптическо-моторный тип бу­дет выгодным для хирурга и т. п. Еще более отчетливым значение типов воображения будет в некоторых других профессиях: архитектор нужда­ется в выраженном пространственном воображении; дирижер в слухо­вом и моторном, и т. п.

Синестезиями называют представления из одной области органов чувств, сопровождающие восприятия из другой области органов чувств. Например, психолог Лангфельд изучал случай цветных представлений, сопровождающих музыкальную гамму (в течение восьми лет). При зву­чании аккорда сливались и цвета («до» сопровождалось красным цве­том, «до-бемоль» – пурпурным, «ля» – холодным желтым, «си» – ярко медным, «фа» – багряным и т. д.). Психофизик Фехнер тоже восприни­мал звук «е» как желтый, звук «а» как белый, звук «у» как черный, звук трубы вызывал у него представление красного цвета, а звук флейты – си­него. Такие же ассоциации возникали у Боделера.

Синестезии, при которых слуховые восприятия вызывают зритель­ные представления, называются фотизмами или синопсиями. Когда зри­тельные восприятия вызывают слуховые представления, говорим о фонизмах, фонопсиях или о цветном слышании (l’audition соlог'е).

По яркости представлений различают типы с наглядным и нена­глядным представлением. Это различие имеет значение и для исследова­ния типа умственного уровня, при котором соотношение компонентов наглядного и ненаглядного представления имеет и диагностическое зна­чение.

Дефекты органов чувств вызывают дефекты и в соответствующей области представлений: слепые дети (от рождения), например, описыва­ют в сочинении осень таким образом, что в описании преобладают ося­зательные, слуховые и температурные представления. Зрительные пред­ставления отсуствуют, за исключением тех одиночных представлений, которые ребенок воспринимает как осязательные, но описывает как зри­тельные.

Ассоциация представлений

Представления группируются, ассоциируются. Представления не быва­ют изолированными, поскольку наш опыт также не является изолиро­ванным процессом.

Уже Аристотель установил для ассоциации представлений некото­рые законы: подобности, контраста и контакта временно пространст­венных связей. При своем развитии психология различным образом из­меняла количество ассоциативных законов, пока, наконец, не остались лишь два: закон подобности и контакта; однако нашлись авторы, кото­рые справедливо указали на то, что и подобность является контактом; в противоположность этому Мессер отрицает и закон контакта. Совре­менная психология опирается не на академические споры, а на экспери­ментальные работы, которые начал Франсис Гальтон, продолжили Вунт, Кеттел и целый ряд других исследователей вплоть до исследовате­лей советской школы Павлова (положившей, как известно, знак равенст­ва между условным физиологическим рефлексом и психологической ас­социацией) и Иванова-Смоленского. В СССР разработкой ассоциатив­ного эксперимента для научных целей занималась Гаккель.

В основе всех ассоциативных экспериментов лежит ответ О (иссле­дуемого лица) словом, которое первое придет ему на ум в ответ на сло­весное, зрительное или слуховое раздражение.

Каждый ассоциативный эксперимент ограничен, во-первых, тем, что ассоциации создаются перед экспериментом и эксперимент не может определить, как они образовались (если речь не идет об усвоении нового материала).

Вторым ограничением является вербальный характер ассоциатив­ного эксперимента – реакция иследуемого лица может быть опять толь­ко словесной.

Воображение – предыдущая | следующая – Ассоциативные методы

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)