/     /  
Ассоциативные методы

Ассоциативные методы

Вудворт приводит четыре основных типа применяемых ассоциатив­ных методов:

Свободная ассоциация в сопоставлении с управляемой и дискретная в сопоставлении с континуальной.

1. Дискретная свободная ассоциация: исследуемый отвечает первым словом, которое придет ему в голову после слова-раздражителя, произ­несенного экспериментатором. При этом хронометром измеряется вре­мя реакции.

2. Дискретная управляемая ассоциация: исследуемый отвечает по данной инструкции (например, должен ответить словом, имеющим про­тивоположное значение слову-раздражителю, или назвать окраску пред­мета, которое было словом-раздражителем или же назвать его состав­ные части и т. п.).

3. Континуальная свободная ассоциация: экспериментатор произно­сит слово-раздражитель и исследуемый отвечает серией самостояетельных слов так быстро, как только может (как правило, это делается с условием, чтобы он не называл предметы, находящиеся в комнате, где производится эксперимент).

4. Континуальная управляемая ассоциация: в отличие от свободной континуальной ассоциации исследуемый получает инструкцию каким- либо способом ограничить ассоциации (например, он должен называть слова, связанные со словом «футбол»). Одновременно с произнесением слова-раздражителя пускается секундомер (с последним слогом).

Результаты эксперимента могут касаться: 1. частоты (обычности) различных ответов на слово-раздражитель; 2. ассоциативного времени реакции; 3. классификации ассоциаций и 4. практического применения ассоциаций, особенно в клинике.

Что касается частоты, то ее определили известные авторы частот­ной таолицы Кент-Росанофф, исследовав 1000 лиц на 100 словах-раздра­жителях тремя способами: подсчетом количества индивидуальных реак­ции, подсчетом ответов с наибольшей частотой, приводимой отдельным лицом, и средней величиной частот ответов отдельного лица. (На слово- раздражитель «игла» у 1000 исследуемых отмечалась следующая часто­та ответов: 160 раз – нитка, 158 раз – булавка, 152 раз – острый, 135 раз – шьет, 107 раз – шитье, 53 раза – сталь, 40 раз – острие и т. д.).

Была произведена также классификация ассоциаций и достаточны­ми считают: 1. определения, 2. дополнения и сказуемые, 3. координиру- емые понятия и противоположные по значению и 4. оценки и индивиду­альные ассоциации (пример, на слово – импульс «игла»: 1. инструмент, 2. острая, 3. нить, наперсток, 4. ранение, кровь). Классификация касается также поверхности и глубины ответа, групповых различий и т. п.

Ассоциативный эксперимент был использован в практике, в клинической диагностике и в научно-исследовательской работе.

Особенно часто пользовалась ассоциативным экспериментом кри­миналистика; в медицине ассоциативный эксперимент, как правило применяется з психодиагностике и очень часто в психотерапии неврозов (психоанализ). Решающим в этих случаях является латентный период ответа или неспособность реагировать.

Так, например, в случае кражи в интернате среднее время реакции (в ряде ответов) на слово «карман» было 2,5; на слово «ящик стола» – 1,7. у виновника кражи на слово «карман» – 5,2 а на слово «ящик стола» 4,5 (хотя время реакции на другие слова-импульсы у виновника кражи в общем равнялось времени реакции остальных).

В медицине ассоциативный эксперимент использует психоанализ для выявления комплексов подавленных желаний и эмоций, содержащих элементы недовольства, неуспеха, фрустрации и вины. Психоанализ та­ким путем стремится открыть «подавленные» и «подсознательные» комплексы. В качестве «наиболее чувствительных» слов приводятся ас­социации из области любви, супружеской жизни, ссор, несправедливо­сти, насмешек, презрения и сочувствия, опасности и смерти и т. д.

В настоящее время очень часто ассоциативный эксперимент приме­няют для изучения эффективности действия фармакологических веществ (ассоциативный эксперимент проводят перед приемом лекарства, в пе­риод его действия и после прекращения действия) и т. д.

Иногда ассоциативный эксперимент может служить для определе­ния эффективности психотерапии (критические слова с длительным ла­тентным периодом при эффективной психотерапии имеют более корот­кий латентный период и т. п. Шишкова и Иванов с помощью методики плетизмографии исследовали изменение реакции на слово «роды», «ро­довые боли» при психопрофилактической подготовке к родам).

Осознание связи между представлениями мы называем воспроизве­дением представления.

Много занимается изучением ассоциативных связей и норм словац­кий психолог Либуша Маршалова, которая выступает с инициативными предложениями по использованию словесно ассоциативных- связей при обучении иностранному языку (1974).

Cинестезии – предыдущая | следующая – Фантазия

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)