а) Сфера индивидуума
Три вещи образуют медицину: болезнь, больной и врач.
Любое врачебное искусство будет, напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом.
( Парацельс )
Каждый человек обладает множеством способностей и возможностей, с которыми он приходит в жизнь, не дифференцируя еще как способности к познанию и любви, и которые развиваются на протяжении его жизни в зависимости от требований окружающего мира и значимости его способностей. Эти способности касаются когнитивной и эмоциональной сферы, а также общего способа реагирования организма. Человек, который в отличие от животного обладает способностью самовосприятия и формирования образа самого себя, может устанавливать отношение к своему телу так же, как и к своим эмоциональным и когнитивным способностям. С возрастанием его самостоятельности он учится обращаться с самим собой. Поскольку темой нашей работы является психосоматика, нам особенно интересно понять, какие контакты мы устанавливаем со своим телом, как мы вступаем с ним во взаимоотношения и обращаемся с ним. Под этим мы подразумеваем формирование отношения к боли, еде, движению, спорту, сексуальности, эстетике, атлетике, сну, здоровью и болезни. Организмом при этом является не только то, что мы понимаем как самих себя или совокупность органов, а еще и носители тех сфер, благодаря которым возможно это восприятие — ощущения.
Вывод. Индивидуум осознает свою собственную интегрированность и целостность. Хотя на человека влияют многие факторы, тем не менее, он всегда остается самим собой. С одной стороны, он обладает возможностью воздействовать на самого себя, быть активным, быть включенным в происходящее, с другой, индивидуум может быть пассивным, подверженным всевозможным влияниям и формироваться, изменяться, развиваться и воспитываться за счет этого. Мне кажется важным, иметь в виду обе эти способности, которые не исключают друг друга, а взаимодополняют. Человек не Бог, который может сотворить все самостоятельно, но он и не аморфная масса, которая должна ждать, что из нее что-то создадут.
б) Сфера науки
Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок с естественными науками, а Бога — с религией.
(Макс Планк)
Наука — это важный посредник в современном познании мира. Она учит нас постигать логику различных жизненных сфер. Наука часто пытается создать представление, что ее предпосылки и заключения происходят из «здравого рассудка», который в одинаковой степени присущ каждому человеку. Однако, такое понимание вводит в заблуждение, потому что предрасположение к науке, выбору ее тематической области, к постановке вопросов и методам зависит от состояния здоровья, общественных, мировоззренческих и религиозных предпосылок.
Медицинское мышление также связано с экономико-техническим развитием и конкретной исторической ситуацией. В религиозное время средних веков, например, на первом плане стояла душа, и именно религиозная душа, а не понятие психического из психологии. Вмешательства в деятельность организма были предусмотрены в соответствии с социальной иерархией цирюльниками, палачами, лекарями и повитухами. Высоко чтилась молитва как средство лечения. В современной ситуации произошли принципиальные изменения. В условиях промышленной революции и познаний механики были попытки (со времен Декарта) представить человека как почти механическое существо, аналогичное высокоорганизованной машине. Затем с прогрессом в области анатомии и физиологии и развитием химии и биохимии человек стал восприниматься как «химическое производство». Новые электронные счетчики оказывают влияние на наше сегодняшнее мышление. С этой точки зрения человек представляется как сложное саморегулирующееся компьютерное устройство, устанавливающее тесные связи с другими информационными системами.
Каждая из этих ступеней развития была необходима для прогрессирования способности к познанию. В моменты своего наивысшего расцвета она вырабатывала особый подход, претендовавший на исключительность. То, что раньше ценилось высоко, оказывалось устаревшим. При этом новый метод абсолютизировался. Так же, как в зависимости от развития науки, по-разному формировался подход к человеку как к духовному существу, механическому автомату, химическому производству, пучку рефлексов, жертве бессознательного, суперроботу, господствующие научные взгляды, так и сегодня предлагают различные возможности восприятия и обращения с самим собой, окружающими и пациентами.
Вывод. Не только неличностное, социально-экономическое, политическое, промышленное и научное развитие ответственно за возникновение психосоматических заболеваний, но и наши собственные желания удобств, наше привычное поведение, наша готовность к размышлениям над отдаленным будущим, основанная на прогрессе, потребность в достижениях и наша готовность к риску. Этими факторами опосредуются процессы, прямо влияющие на наш организм. Последние примеры этого – катастрофа с ядерным реактором в Чернобыле (1986) и, так называемые, выбросы на химических производствах. Здесь встает вопрос об ответственности, с одной стороны, научных работников, с другой, всех жителей Земли, которые участвуют или хотят участвовать в научном прогрессе. С чем люди готовы мириться? Это опять же зависит от социокультурной, экономической, политической, а также господствующей научной и религиозной данности.
Соматические заболевания в психосоматике – предыдущая | следующая – Социокультурная сфера