Яндекс.Метрика

Три аспекта психосоматики в позитивной психотерапии (продолжение)

в) Социокультурная сфера

Вы все листья одной ветки и плоды одного дерева.

(Баха – Улла )

При транскультурном процессе мы работаем с принятыми в определенной культуре концепциями, нормами, представлениями о мире, стилями поведения, интересами и перспективами. Такой подход охватывает, свойственные популяции, сущностные черты. Сюда же относятся и возможности мыслимого и допустимого отношения к своему собственному телу, способ восприятия болезни, возможности переработки конфликта в традиционном понимании и компромиссы, наиболее часто встречающегося коллективного стиля поведения.

С ростом межкультурных взаимодействий эмигранты, между тем, заняли в Западной Германии места приезжих рабочих. Обычно под этим подразумеваются беженцы, которые чувствовали себя на своей родине по политическим, экономи­ческим и религиозным мотивам в опасности. В большинстве своем, они совершен­но неподготовленными приезжают в абсолютно иную культурную систему, кото­рая со своей стороны, несмотря на всю свою настроенность на гуманитарную по­мощь, все-таки не способна их принять. Дилемма беженцев может быть описана так: они не согласны с политической обстановкой в своей стране; это, однако, не означает, что они отрицают и свои культурные традиции и собираются перенять традиции новой культуры. Это начинается с особенностей пищевого поведения, распространяется на отношение к работе, традиционное значение семьи и контак­тов с другими людьми и заканчивается различными религиозно-мировоззренческими убеждениями.

Достаточно часто мы встречаемся с тем, что люди в подобных ситуациях реагируют заболеваниями. Консультирующие при этом врачи, обычно оказыва­ются некомпетентными. Они не говорят на языке больного, не знают его нравов и обычаев, его семейной обстановки и его, обусловленного религиозными представ­лениями, ритма жизни; зачастую они не представляют себе, насколько велики экономические неурядицы и боль, которые принесли расставание с родиной. На этом фоне может случиться так, что симптомы будут проявляться совсем другие, чем у немецкого пациента. Беспомощность врача может быть обусловлена незна­нием и отдалением от пациента. Насколько часто это встречается в нашей повсед­невной жизни показывают следующие аспекты:

«Аспекты мирового кладбища»

В книге «Будущее в наших руках», написанной основателем Club of Rome Aurelio Peccei (1981), перечислены следующие моменты как «существенные не­гативные факторы, лежащие в основе всемирной проблематики и неизбежно при­водящие человечество в их комбинации на путь упадка»:

рост населения, отсутствие планов и программ для удовлетворения элемен­тарных потребностей человечества, разрушение биосферы, кризис мирового хозяй­ства, гонка вооружений, пренебрежение глубокими социальными противоречия­ми, анархическое хозяйственно-техническое развитие, моральный износ и старе­ние институтов, противоречия между Востоком и Западом, недостаток морального и политического руководства.

«Аспекты мира в мире»

Создание союзов наций и ООН, независимость, полученная со времен второй мировой войны многими народами земли, рост совместной деятельности в между­народных мероприятиях, возрастающая тенденция национальных групп к укреп­лению их отношений и облегчению, таким образом, их взаимодействия, создание интернациональных гуманитарных организаций, расширение женского и моло­дежного движения, требующего предотвращения войны, увеличение числа программ обмена, способствующих взаимопониманию между народами , достижения в области науки и технологии, принятые в ООН декларации и соглашения, заклю­чительном коммюнике в Хельсинки, декларация СБСЕ в Париже в ноябре 1990 г., общий рост сознательности и формирование «мирового сознания».

Вывод. Конечно, эти движения и группы — только начало. Слишком часто национальный эгоизм, личная выгода и стремление к власти препятствуют успе­ху, но, без сомнения, мы видим тенденцию к взаимопониманию. Все эти усилия являются обнадеживающими факторами мира в мире. Даже, когда приведенные обстоятельства кажутся слишком глобальными, каждый раз оказывается, что индивид активно или пассивно реагирует на них с различной степенью эмоционального участия. Это важно для того, чтобы осознать в русле транскультурной психосоматики в широком смысле влияние фундаментальных вопросов будущего на человечество.

Говоря иными словами, важно, чтобы каждый сохранил свой родной язык, но при этом научился бы говорить на таком языке, с помощью которого он смог бы понять остальных. Такой «язык» пытается создать транскультурная психотера­пия, как метакоммуникация, как коммуникация над конфликтами.

Транскультурное общение прежде всего относится к сфере деятельности по­литиков, которые сделали это делом своей жизни, которые имеют право прини­мать решения за многих и несут ответственность за группы, которые они представ­ляют.

Таким образом, они приняли на себя жизненно важные для всех задачи. Их сфера деятельности многопланово детерминирована кругом интересов выдвинув­ших их групп, их кратковременными и долгосрочными целями, связанными с этим опасениями и личными способностями и проблемами. Действия политика опреде­ляются и тем, в какое время, в какой культуре он вырос, какую меру националь­ного тепла и внимания получил в семье, какие отношения сформировались у него с окружающими людьми, какое значение при этом для него имеют люди. Кроме того, решающими являются представления о смысле, которые он усвоил в рели­гии и мировоззрении, и возможности науки и технологии, которыми он распола­гает.

Сфера индивидуума – предыдущая | следующая – Религиозно-мировоззренческая сфера

Психосоматика и позитивная психотерапия