Три аспекта психосоматики в позитивной психотерапии (продолжение)

г) Религиозно-мировоззренческая сфера

Первый глоток из чаши науки делает атеист, но на твердой почве ждет Бог.

(Вернер Хайсенберг )

Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах болезням отводит­ся особая роль. Болезни – это ключевые ситуации человеческого бытия. В зависи­мости от религиозно-мировоззренческой и философской ориентации болезнь может рассматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случайность, по­сланное Богом испытание или предопределенная неизбежная судьба. Исходя из этого мы располагаем возможностями принимать болезнь, бежать от нее или ис­кать в ней исцеление. Это относится не только к больному, но и к терапевту, врачу, который, в известной степени, выступает мультипликатором концепции болезни. Не случайно в прежние времена врач идентифицировался со священником. С этой точки зрения важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собственные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни и критически подходили бы к собствен­ным установкам. То, что этика поведения существенно зависит от религиозно- мировоззренческих убеждений, уже признано многими учеными и с большей или меньшей эффективностью распространяется на их деятельность.

Рис. 9. Религия и современный человек. Каждая религия дает человеку столько, сколько он может понять в соответствии со своим развитием. Учения древних ре­лигий, несмотря на их противоречия с познаниями нашего времени, не являются ошибочными – они не своевременны.

В зависимости от того, живет ли человек в промышленно или аграрно – ори­ентированном обществе, в социалистической или капиталистической системе, родился ли он немцем, американцем, австралийцем, японцем, персом, итальян­цем, испанцем и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, пра­вославным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинис­том, иудаистом, бахаистом и т.д., трактует он свое здоровье и свою болезнь (рис. 9). Различные степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности вы­бора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными челове­ком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жиз­ненной философии и религии. Вера, религия и мировоззрение, которые могут счи­таться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и поведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация:

  • отношения к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуа­лы сексуального поведения),
  • воспитания (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери),
  • профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в про­фессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовы­ражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклоне­ние от истинных задач),
  • партнерских отношений ( равноправие в отношениях мужчины и женщи­ны, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяю­щего предписания),
  • социальных контактов (установившиеся социальные отношения, напри­мер, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоев и клас­сов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предпи­сания в ситуациях общения, например, совместная молитва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма).

Вывод. У многих в Западной Европе преобладает ощущение «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью и враждебностью науки, разочарова­ны несвоевременной культурной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят пристанища в традиционных религиях и мировоззренческих системах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе искать новые ориентиры.

Религия, как исцеляющее средство, данное человеческому существу. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответствует требованиям, потребностям и необходимости человека, и учитывает развитие (принцип времени), относитель­ность и единство. Если неправильно понятая религия ведет к расстройствам, фик­сациям, замедлению развития, закоснелости интеллектуального процесса, она бес­смысленна: как Фейербах называл ее патологией вместо теологии, Маркс и Эн­гельс говорили о религии как об опиуме для народа и Фрейд в карикатурной фор­ме представлял ее как меру защиты.

Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смысле жизни. Дей­ствительно, там, где потеряны доверие, надежда и смысл, мы всегда можем обна­ружить нарушенные отношения к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумений:

разногласие: вера — религия — церковь;

разногласие: фатальная и обусловленная судьба;

разногласие: врождённый — приобретенный;

разногласие: смерть.

Социокультурная сфера – предыдущая | следующая – Ученые о религии

Психосоматика и позитивная психотерапия