canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Религиозно-мировоззренческая сфера. Религиозно-мировоззренческие убеждения и установки.

Три аспекта психосоматики в позитивной психотерапии (продолжение)

г) Религиозно-мировоззренческая сфера

Первый глоток из чаши науки делает атеист, но на твердой почве ждет Бог.

(Вернер Хайсенберг )

Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах болезням отводит­ся особая роль. Болезни – это ключевые ситуации человеческого бытия. В зависи­мости от религиозно-мировоззренческой и философской ориентации болезнь может рассматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случайность, по­сланное Богом испытание или предопределенная неизбежная судьба. Исходя из этого мы располагаем возможностями принимать болезнь, бежать от нее или ис­кать в ней исцеление. Это относится не только к больному, но и к терапевту, врачу, который, в известной степени, выступает мультипликатором концепции болезни. Не случайно в прежние времена врач идентифицировался со священником. С этой точки зрения важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собственные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни и критически подходили бы к собствен­ным установкам. То, что этика поведения существенно зависит от религиозно- мировоззренческих убеждений, уже признано многими учеными и с большей или меньшей эффективностью распространяется на их деятельность.

Рис. 9. Религия и современный человек. Каждая религия дает человеку столько, сколько он может понять в соответствии со своим развитием. Учения древних ре­лигий, несмотря на их противоречия с познаниями нашего времени, не являются ошибочными – они не своевременны.

В зависимости от того, живет ли человек в промышленно или аграрно – ори­ентированном обществе, в социалистической или капиталистической системе, родился ли он немцем, американцем, австралийцем, японцем, персом, итальян­цем, испанцем и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, пра­вославным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинис­том, иудаистом, бахаистом и т.д., трактует он свое здоровье и свою болезнь (рис. 9). Различные степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности вы­бора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными челове­ком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жиз­ненной философии и религии. Вера, религия и мировоззрение, которые могут счи­таться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и поведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация:

  • отношения к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуа­лы сексуального поведения),
  • воспитания (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери),
  • профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в про­фессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовы­ражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклоне­ние от истинных задач),
  • партнерских отношений ( равноправие в отношениях мужчины и женщи­ны, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяю­щего предписания),
  • социальных контактов (установившиеся социальные отношения, напри­мер, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоев и клас­сов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предпи­сания в ситуациях общения, например, совместная молитва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма).

Вывод. У многих в Западной Европе преобладает ощущение «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью и враждебностью науки, разочарова­ны несвоевременной культурной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят пристанища в традиционных религиях и мировоззренческих системах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе искать новые ориентиры.

Религия, как исцеляющее средство, данное человеческому существу. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответствует требованиям, потребностям и необходимости человека, и учитывает развитие (принцип времени), относитель­ность и единство. Если неправильно понятая религия ведет к расстройствам, фик­сациям, замедлению развития, закоснелости интеллектуального процесса, она бес­смысленна: как Фейербах называл ее патологией вместо теологии, Маркс и Эн­гельс говорили о религии как об опиуме для народа и Фрейд в карикатурной фор­ме представлял ее как меру защиты.

Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смысле жизни. Дей­ствительно, там, где потеряны доверие, надежда и смысл, мы всегда можем обна­ружить нарушенные отношения к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумений:

разногласие: вера — религия — церковь;

разногласие: фатальная и обусловленная судьба;

разногласие: врождённый — приобретенный;

разногласие: смерть.

Социокультурная сфера – предыдущая | следующая – Ученые о религии

Психосоматика и позитивная психотерапия

 

Яндекс.Метрика