г) Религиозно-мировоззренческая сфера
Первый глоток из чаши науки делает атеист, но на твердой почве ждет Бог.
(Вернер Хайсенберг )
Почти во всех религиозных и мировоззренческих системах болезням отводится особая роль. Болезни – это ключевые ситуации человеческого бытия. В зависимости от религиозно-мировоззренческой и философской ориентации болезнь может рассматриваться как наказание за грехи, милость, чистая случайность, посланное Богом испытание или предопределенная неизбежная судьба. Исходя из этого мы располагаем возможностями принимать болезнь, бежать от нее или искать в ней исцеление. Это относится не только к больному, но и к терапевту, врачу, который, в известной степени, выступает мультипликатором концепции болезни. Не случайно в прежние времена врач идентифицировался со священником. С этой точки зрения важно, чтобы врач и психотерапевт осознавали свои собственные религиозно и мировоззренчески обусловленные концепции заболеваний, ставили вопрос о смысле болезни и смысле жизни и критически подходили бы к собственным установкам. То, что этика поведения существенно зависит от религиозно- мировоззренческих убеждений, уже признано многими учеными и с большей или меньшей эффективностью распространяется на их деятельность.
Рис. 9. Религия и современный человек. Каждая религия дает человеку столько, сколько он может понять в соответствии со своим развитием. Учения древних религий, несмотря на их противоречия с познаниями нашего времени, не являются ошибочными – они не своевременны. |
В зависимости от того, живет ли человек в промышленно или аграрно – ориентированном обществе, в социалистической или капиталистической системе, родился ли он немцем, американцем, австралийцем, японцем, персом, итальянцем, испанцем и т.д., является ли он буддистом, индуистом, мусульманином, православным или католическим христианином, пиетистом, баптистом, кальвинистом, иудаистом, бахаистом и т.д., трактует он свое здоровье и свою болезнь (рис. 9). Различные степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии. Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений (базовая концепция) для установок и поведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как фоновая информация:
- отношения к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуалы сексуального поведения),
- воспитания (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери),
- профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач),
- партнерских отношений ( равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяющего предписания),
- социальных контактов (установившиеся социальные отношения, например, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоев и классов по отношению друг к другу, религиозно-мировоззренческие предписания в ситуациях общения, например, совместная молитва, общинные праздники, хоровое пение, медитации или труд, требования социального аскетизма).
Вывод. У многих в Западной Европе преобладает ощущение «неловкости в культуре»: они напуганы односторонностью и враждебностью науки, разочарованы несвоевременной культурной жизнью и далекой от граждан политикой и не находят пристанища в традиционных религиях и мировоззренческих системах. Им остается только углубиться в самих себя и в себе искать новые ориентиры.
Религия, как исцеляющее средство, данное человеческому существу. Но она только тогда может иметь смысл, когда соответствует требованиям, потребностям и необходимости человека, и учитывает развитие (принцип времени), относительность и единство. Если неправильно понятая религия ведет к расстройствам, фиксациям, замедлению развития, закоснелости интеллектуального процесса, она бессмысленна: как Фейербах называл ее патологией вместо теологии, Маркс и Энгельс говорили о религии как об опиуме для народа и Фрейд в карикатурной форме представлял ее как меру защиты.
Религия, как мы уже говорили, затрагивает вопросы о смысле жизни. Действительно, там, где потеряны доверие, надежда и смысл, мы всегда можем обнаружить нарушенные отношения к религии и церкви. В этом играет роль целый ряд недоразумений:
разногласие: вера — религия — церковь;
разногласие: фатальная и обусловленная судьба;
разногласие: врождённый — приобретенный;
разногласие: смерть.
Социокультурная сфера – предыдущая | следующая – Ученые о религии
Психосоматика и позитивная психотерапия