Яндекс.Метрика

Три аспекта психосоматики в позитивной психотерапии (продолжение)

а) Сфера индивидуума

Три вещи образуют медицину: болезнь, больной и врач.

Любое врачебное искусство будет, напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом.

( Парацельс )

Каждый человек обладает множеством способностей и возможностей, с кото­рыми он приходит в жизнь, не дифференцируя еще как способности к познанию и любви, и которые развиваются на протяжении его жизни в зависимости от требо­ваний окружающего мира и значимости его способностей. Эти способности каса­ются когнитивной и эмоциональной сферы, а также общего способа реагирования организма. Человек, который в отличие от животного обладает способностью самовосприятия и формирования образа самого себя, может устанавливать отно­шение к своему телу так же, как и к своим эмоциональным и когнитивным способ­ностям. С возрастанием его самостоятельности он учится обращаться с самим со­бой. Поскольку темой нашей работы является психосоматика, нам особенно инте­ресно понять, какие контакты мы устанавливаем со своим телом, как мы вступаем с ним во взаимоотношения и обращаемся с ним. Под этим мы подразумеваем фор­мирование отношения к боли, еде, движению, спорту, сексуальности, эстетике, атлетике, сну, здоровью и болезни. Организмом при этом является не только то, что мы понимаем как самих себя или совокупность органов, а еще и носители тех сфер, благодаря которым возможно это восприятие — ощущения.

Вывод. Индивидуум осознает свою собственную интегрированность и целост­ность. Хотя на человека влияют многие факторы, тем не менее, он всегда остается самим собой. С одной стороны, он обладает возможностью воздействовать на само­го себя, быть активным, быть включенным в происходящее, с другой, индивидуум может быть пассивным, подверженным всевозможным влияниям и формировать­ся, изменяться, развиваться и воспитываться за счет этого. Мне кажется важным, иметь в виду обе эти способности, которые не исключают друг друга, а взаимодо­полняют. Человек не Бог, который может сотворить все самостоятельно, но он и не аморфная масса, которая должна ждать, что из нее что-то создадут.

б) Сфера науки

Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок с естественными науками, а Бога — с религией.

(Макс Планк)

Наука — это важный посредник в современном познании мира. Она учит нас постигать логику различных жизненных сфер. Наука часто пытается создать пред­ставление, что ее предпосылки и заключения происходят из «здравого рассудка», который в одинаковой степени присущ каждому человеку. Однако, такое понима­ние вводит в заблуждение, потому что предрасположение к науке, выбору ее тема­тической области, к постановке вопросов и методам зависит от состояния здоровья, общественных, мировоззренческих и религиозных предпосылок.

Медицинское мышление также связано с экономико-техническим развитием и конкретной исторической ситуацией. В религиозное время средних веков, на­пример, на первом плане стояла душа, и именно религиозная душа, а не понятие психического из психологии. Вмешательства в деятельность организма были пре­дусмотрены в соответствии с социальной иерархией цирюльниками, палачами, лекарями и повитухами. Высоко чтилась молитва как средство лечения. В современной ситуации произошли принципиальные изменения. В условиях промыш­ленной революции и познаний механики были попытки (со времен Декарта) пред­ставить человека как почти механическое существо, аналогичное высокооргани­зованной машине. Затем с прогрессом в области анатомии и физиологии и разви­тием химии и биохимии человек стал восприниматься как «химическое производ­ство». Новые электронные счетчики оказывают влияние на наше сегодняшнее мышление. С этой точки зрения человек представляется как сложное саморегули­рующееся компьютерное устройство, устанавливающее тесные связи с другими информационными системами.

Каждая из этих ступеней развития была необходима для прогрессирования способности к познанию. В моменты своего наивысшего расцвета она вырабатыва­ла особый подход, претендовавший на исключительность. То, что раньше цени­лось высоко, оказывалось устаревшим. При этом новый метод абсолютизировался. Так же, как в зависимости от развития науки, по-разному формировался подход к человеку как к духовному существу, механическому автомату, химическому производству, пучку рефлексов, жертве бессознательного, суперроботу, гос­подствующие научные взгляды, так и сегодня предлагают различные возможнос­ти восприятия и обращения с самим собой, окружающими и пациентами.

Вывод. Не только неличностное, социально-экономическое, политическое, промышленное и научное развитие ответственно за возникновение психосомати­ческих заболеваний, но и наши собственные желания удобств, наше привычное поведение, наша готовность к размышлениям над отдаленным будущим, основан­ная на прогрессе, потребность в достижениях и наша готовность к риску. Этими факторами опосредуются процессы, прямо влияющие на наш организм. Послед­ние примеры этого – катастрофа с ядерным реактором в Чернобыле (1986) и, так называемые, выбросы на химических производствах. Здесь встает вопрос об от­ветственности, с одной стороны, научных работников, с другой, всех жителей Зем­ли, которые участвуют или хотят участвовать в научном прогрессе. С чем люди готовы мириться? Это опять же зависит от социокультурной, экономической, по­литической, а также господствующей научной и религиозной данности.

Соматические заболевания в психосоматике – предыдущая | следующая – Социокультурная сфера

Психосоматика и позитивная психотерапия