В более поздних исследованиях, в которых наряду с критерием частоты визитов использовались дополнительные критерии, не было выявлено связей между частотой контактов с родителем, проживающим отдельно, и уровнем адаптации ребенка. Данные исследования показали, что частые контакты с родителем, проживающим отдельно, не всегда позитивны для ребенка и зависят от близости их отношений до развода, материнской и отцовской адаптации, выраженности родительского конфликта, отношения родителя, с которым проживает ребенок, к их общению (Furstenburg, Morgan, Allison, 1987; Furst- enburg, Nord, 1985; Kalter, Kloner, Schreiser, Okla, 1989).
Обзор результатов 57 исследований (см. Amato, Gilbreth, 1999) показал, что выигрывают от частых контактов с отдельно проживающим родителем дети, у которых были позитивные отношения с ним в период брака. В тех случаях, когда в период совместного проживания отец эмоционально отвергал ребенка или был жесток к нему, меньшее количество контактов после развода оказывалось для ребенка благоприятным (Sun, Li, 2001; Kelly, Johnston, 2001).
Из ряда исследований следует, что некоторые патопсихологические особенности неопекающего родителя не оказывают столь выраженного влияния на психическое и психологическое состояние ребенка, как патопсихологические особенности родителя, с которым ребенок проживает. Ребенок выигрывает от частых регулярных контактов с родителем, проживающим отдельно, даже если этот родитель дезадаптирован или личностно незрел (Hetherington, Сох М., Сох R., 1982). Сравнительный анализ влияния депрессивных расстройств отцов на психическое состояние детей в разведенных и неразведенных семьях показал, что при совместном проживании депрессия у отца сочеталась с тревогой у детей 11 —15 лет. При раздельном проживании депрессия отца не влияла на детей, находящихся под опекой матери, однако для адаптации ребенка важное значение имел характер их взаимоотношений. Худшие отношения с отцом были связаны с большим количеством проблем поведения; при хороших отношениях с отцом дети реже испытывали чувство тревоги (Thomas, Forehand, 1991).
Положительная связь между частотой контактов с отдельно проживающим отцом и лучшей адаптацией ребенка была выше, если опекающая мать позитивно относилась к их отношениям и поддерживала их (Guidubaldi, Perry, 1985; Kurdek, 1988). Материнская враждебность к отцу и стремление уменьшить частоту контактов с ребенком ассоциировалась с худшей адаптацией у детей в сравнении с теми детьми, чьи матери не препятствовали отцам в общении (King, Heard, 1999). Однако в данном исследовании не оценивалось, было ли вызвано негативное отношение матери к общению ребенка с отцом ее собственными чувствами или неправильным поведением отца по отношению к ребенку. Между тем важны оба фактора (Wolchik, Fenaughty, Braver, 1996).
Наиболее неоднозначные результаты были получены при исследовании влияния общения с отдельно проживающим родителем на психическое состояние ребенка в ситуации выраженного судебного конфликта. По одним данным, при низком уровне конфликта между родителями частые встречи отцов с детьми были связаны с хорошим психологическим состоянием ребенка, тогда как при высоком уровне конфликта более частые контакты приводили к ухудшению адаптации ребенка (Amato, Rezac, 1994; Hertherington, Kelly, 2002; Johnston, 1995; Johnston, Roseby, 1997). Так, дети, особенно девочки, чьи родители были вовлечены в длительные судебные разбирательства, касающиеся опеки, имели больше эмоциональных и поведенческих нарушений при более частых встречах с родителем, проживающим отдельно (Johnston, 1994; Johnston, Roseby, 1997). Результаты других исследований показали, что при выраженном постразводном конфликте дети выигрывали от более частого общения с проживающими отдельно отцами (Kurdek, 1988; Healy, Malley, Stewart, 1990). При выраженном судебном конфликте частые посещения вели к уменьшению поведенческих проблем, а уменьшение частоты визитов негативно сказывалось на поведении детей (Healy, Malley, Stewart, 1990). Согласно предположению ряда авторов, данное обстоятельство объясняется тем, что те отцы, которые после развода борются в судебном порядке за право проводить с ребенком больше времени, делают
это потому, что в период брака они были привязаны к своему ребенку (Кгик, 1992).
адаптация детей к изменению семейной ситуации – предыдущая | следующая – конфликты между родителями
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.