тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к разводу

Адаптация детей после развода родителей зависит от мно­жества факторов, относящихся как к ребенку, так и к родите­лям, и к особенностям взаимоотношений в семье в период до, во время и после развода. Рассмотрим основные из них.

Качество родительства в ситуации развода. В период, предшествующий разводу, количество времени, уделяемого ро­дителями ребенку, внимания, вовлеченности родителей в учеб­ную и социальную деятельность ребенка, объем финансовых затрат был ниже, хуже было качество детско-родительских вза­имоотношений (Sun, 2001; Sun, Li, 2001,2002). Первые несколько лет после развода родители охвачены собственными пережи- ваниями, кроме того, они должны справляться с трудностями воспитания ребенка в неполной семье и решать экономические проблемы. У них чаще выявляются не только эмоциональная лабильность, но и депрессия, алкоголизм, психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ по срав­нению с состоящими в браке (Hetherington, СохМ., CoxR., 1982; Wallerstein, Kelly, 1980). Собственные переживания ребенка, особенности его поведения в этот период (злость, депрессия и т.п.) еще более затрудняют эффективное родительство. Как поясняет Г. Фигдор, «разведенная мать, которая сама страдает из-за развода, ни в чем так остро не нуждается, как в абсолют­но послушных, как можно более самостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях… В то же время ребенок нуждается в матери, которая была бы до такой сте­пени самоотверженна, терпелива, заботлива и проникновенна, какой она, собственно, до сих пор еще никогда не была» (2006, с. 29—30).

После развода страдают взаимоотношения ребенка с обо­ими родителями, в том числе с опекающими матерями, осо­бенно это выражено в группе детей дошкольного возраста. Очень характерно переживаемое ребенком уменьшение по­зитивной вовлеченности опекающего родителя: дети считают, что родитель стал уделять им меньше внимания, проводить меньше времени вместе; оказывать меньше эмоциональной поддержки. Они часто сталкиваются с большей непоследова­тельностью и строгостью предъявляемых к ним требований (.Kunz, 2001).

Психическое и психологическое состояние родителя, с ко­торым проживает ребенок после развода, качество детско- родительских отношений с ним до и во время развода являются важнейшими предикторами адаптации ребенка к психотравмирующему изменению семейной ситуации (Kelly, 2000; Ash, Derdeyn, 1997). Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем или родителем, имеющим личностное расстройство, является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и ака­демической неуспешностью (Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kalter, Kloner, Schreiser, Okla, 1989; Kline, Johnston, Tschann, 1990). Депрессия и тревога у матери в начале бракоразводного процесса была сопряжена с эмоциональны­ми расстройствами у детей спустя 2 года после развода (Kline, Tschann, Johnston, Wallerstein, 1989). Алкоголизация матерей после развода коррелировала с более низкой успеваемостью детей, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (Guiduhaldi, Perry, 1985). На адаптацию детей младшего школь­ного возраста значимо влияла психологическая адаптация опе­кающей матери (Kalter, 1989).

В свою очередь, проживание с компетентным, адекватным родителем до (Cummings, Davies, 1994; Keitner, Miller, 1990) и по­сле развода (Kline, Johnston, Tschann, 1990) является важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ре­бенка к изменению семейной ситуации. Любовь, эмоциональ­ная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию детей к изме­нению семейной ситуации в сравнении с менее внимательны­ми, менее поддерживающими, менее последовательными в дис­циплинарных требованиях родителями (Amato, 2000; Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Hetherington, 1999; Maccoby, Mnookin, 1992).

Общение с отдельно проживающим родителем. В ранних исследованиях были получены не высокие, но значимые корре­ляции между регулярными и частыми контактами с неопе- кающим родителем и более позитивной адаптацией ребенка (Hetherington, Сох М., Сох R., 1982; Bisnaire, Firestone, Rynard, 1990).

 последствия развода – предыдущая | следующая – родитель, проживающий отдельно

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.