Яндекс.Метрика

Нарушения психического и психологического состояния детей после развода родителей

В зарубежных исследованиях серьезные психологические проблемы были выявлены у 20—25% детей, переживших раз­вод родителей, в сравнении с 10% детей, родители которых не разводились (Wallerstein, Kelly, 1980; Kalter, 1987; Hertherington, Kelly, 2002; Kelly, Emery, 2003; Amato, 2000; Zill, Schoenborn, 1990). Таким образом, риск нарушений психологического состояния детей и подростков, переживших развод родителей, выше, чем у детей из неразведенных семей, примерно в два раза (Amato, 2000; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kelly, 2000; McLanahan, 1999; Simons, 1996).

Дети, чьи родители развелись, были менее адаптированы, что проявлялось большим количеством психологических про­блем: сниженной социальной компетентностью, трудностями в отношениях со сверстниками и с «фигурами власти», меньшей способностью к сотрудничеству, более низкой самооценкой (Amato, Keith, 1991). У них чаще отмечались нарушения поведе­ния, связанные с большей агрессивностью, импульсивностью, более часто поведение носило характер девиантного и делинквентного (правонарушения, зависимость от психоактивных веществ) (Camara, Resnick, 1989; Emery, 1988; Guidubaldi, Perry, Cleminshaw, 1984; Hetherington, Cox M„ Cox R„ 1982; Kurdek, 1988; Warshak, Santrock, 1983; Zill, 1983; Bray, Hetherington, 1993; Amato, Loomis, Booth, 1995; Behrman, Quinn, 1994; Fabricius, Hal, 2000; Frost, Pakiz, 1990). Они были менее успешны в учебе, и у них было снижено стремление к социальной успешности (Long, Forehand, Fauber, Brody, 1987). У детей, чьи родители развелись, чаще встречались тревожные расстройства и расстройства на­строения (Bray, Hetherington, 1993). У 16% детей данные наруше­ния достигали клинического уровня и требовали медикамен­тозного лечения (Block J.H., Block J, Gjerde, 1986; Johnston, Kline, Tschann, 1989). Наибольшие различия между группами детей из разведенных и неразведенных семей отмечались в выраженно­сти поведенческих проблем. Меньшие, но значимые различия были получены при оценке уровня тревоги, расстройств на­строения, самооценки (Amato, Keith, 1991). Указывалось, что в большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1—2 лет после развода (Hetherington, Clingempeel, 1992). При этом вы­раженность и тяжесть непосредственных реакций детей на развод не находится в прямой связи с возможными в дальней­шем отдаленными последствиями (Wallerstein, Corbin, 2002). Некоторыми авторами изучалась зависимость выраженности данных реакций от половых различий (Mott, Kowaleski-Jones, Menaghan, 1997). Согласно результатам одних исследователей (Amato, 2000; Hetherington, 1999; Wallerstein, 1980), у мальчиков риск нарушений адаптации при разводе родителей был выше, чем у девочек, при оценке как непосредственно после развода, так и через 5 лет. В других исследованиях, напротив, половых различий, специфичных для переживания ребенком развода, выявлено не было (Sun, Li, 2001; Vandawater, Lansford, 1998).

Рядом авторов изучались отдаленные негативные послед­ствия развода — выявляемые через 2 и более лет после него психологические нарушения (снижение самооценки, соци­альной компетентности), нарушения поведения, проблемы во взаимоотношениях, риск нарушения семейных отношений в зрелом возрасте (Kelly, 2000; Franke, 1983; Sun, 2001; Wallerstein, Kelly, 1980; Wallerstein, 1991). В то время как представления об особенностях непосредственных реакций детей на развод ро­дителей являются достаточно определенными и подтверждают­ся множеством авторов, результаты исследований отдаленных последствий развода весьма противоречивы. Согласно одним данным, дети, пережившие развод, раньше уходили из дома и начинали жить самостоятельно, раньше начинали сексуальную жизнь. По достижении совершеннолетия лица, пережившие развод, имели больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом. Они рань­ше создавали семью, у них был ниже уровень удовлетворен­ности браком, выше частота разводов в собственных семьях (Wallerstein, Lewis, Blakeslee, 2000; Amato, Keith, 1991; Amato, 1999; Amato, 2001). Их взаимоотношения с родителями были менее близкими и характеризовались меньшим уровнем под­держки (Amato, Booth, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Одним из наиболее известных лонгитюдных исследований отдаленных последствий развода, результаты которого получили широкий общественный резонанс, были исследования Дж. Валлерштейн (Wallerstein, 1987, 1991, 2000). Целью исследования, начатого в 1969 г., было детально описать реакции детей и родителей на раздельное проживание и развод, а затем оценить, как изме­нится их состояние через 5,10 и 15 лет по сравнению с первона­чальными реакциями и поведением (Wallerstein, Kelly, 1980). В исследовании участвовало 60 семей (130 детей и оба родителя), обращавшихся за помощью в Communiti Mental Health Centre. Данные собирались методом клинического интервью без ис­пользования стандартизированных методов оценки таких параметров, как психологическая адаптация, тревога, депрес­сия, самооценка. Согласно полученным результатам, развод родителей приводит к выраженным нарушениям социального функционирования детей в дальнейшем. При оценке через 5 лет после развода у 37% детей выявлялись клинические при­знаки депрессии. 30% детей были фиксированы на той стадии развития, в период которой произошел развод. Спустя 25 лет после развода родителей «дети» говорили о чувстве утраты, о потере детства, злости, грусти, потребности в том, чтобы о них заботились. Они были более тревожными, депрессивны­ми, обремененными переживаниями, боялись взять на себя ответственность, не были способны реализовать свой потен­циал. Половина злоупотребляли алкоголем и наркотиками. Уровень образования у более чем 50% таких детей оказался ниже, чем у их родителей. Дж. Валлерштейн отмечала: «Влия­ние развода наиболее жестоко бьет их в то время, когда они ищут любви, сексуальных отношений и обязательств. Отсут­ствие образа мужчины и женщины в стабильных отношениях, память о родительской неудаче мешают их поиску, приводят к разочарованиям и трагедиям» (Wallerstein, 2000, с. 82). Резуль­таты более поздних лонгитюдных исследований, которые осу­ществлялись с использованием контрольных групп и данных национальной статистики, более оптимистичны. Абсолютное большинство детей в целом успешно преодолевают типичные при разводе переживания, поведенческие реакции и невро­тические симптомы, не имея в дальнейшем серьезных психо­логических проблем, являющихся его отдаленными послед­ствиями (Amato, 2001; Hertherington, Kelly, 2002; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Большинство детей из разведенных семей при долговременной оценке не отличались от сверстников из се­мей, остающихся в браке (Amato, 1994, 2001; Chase-Lansdale,

Cherlin, Kierman, 1995; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Furstenburg, Kiernan, 2001; Hetherington, 1999; Simons, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Около 75—80% детей после развода ро­дителей не имели серьезных психологических проблем или депрессии, успешно справлялись с образовательной програм­мой и сохраняли близкие отношения с родителями, а в после­дующем имели устойчивые отношения в собственной семье и не страдали от отдаленных негативных последствий развода (Amato, 1999, 2000; Laumann-Billings, Emery, 2000; McLanahan, 1999; Chase-Lansdale, Cherlin, Kierman, 1995). Согласно некото­рым данным П.P. Амато (Amato, 1999), у 42% молодых людей, переживших развод родителей в детстве, уровень психологиче­ского благополучия и социальной успешности был даже выше, чем у тех, чьи родители не разводились. Относительно риска развития психических расстройств у детей, перенесших развод родителей, большинство контролируемых исследований про­демонстрировало отсутствие значимых различий между деть­ми из полных и разведенных семей (Kelly, Emery, 2003; Billick, Ciric, 2003). От 75 до 80% детей, перенесших развод родителей, не обнаруживали выраженных психических или психологиче­ских проблем в последующем (Kelly, Emery, 2003).

реакции детей на развод родителей – предыдущая | следующая – адаптация детей к измененной семейной ситуации

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.