canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Последствия развода. Изучения последствий развода

Нарушения психического и психологического состояния детей после развода родителей

В зарубежных исследованиях серьезные психологические проблемы были выявлены у 20—25% детей, переживших раз­вод родителей, в сравнении с 10% детей, родители которых не разводились (Wallerstein, Kelly, 1980; Kalter, 1987; Hertherington, Kelly, 2002; Kelly, Emery, 2003; Amato, 2000; Zill, Schoenborn, 1990). Таким образом, риск нарушений психологического состояния детей и подростков, переживших развод родителей, выше, чем у детей из неразведенных семей, примерно в два раза (Amato, 2000; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Hetherington, 1999; Kelly, 2000; McLanahan, 1999; Simons, 1996).

Дети, чьи родители развелись, были менее адаптированы, что проявлялось большим количеством психологических про­блем: сниженной социальной компетентностью, трудностями в отношениях со сверстниками и с «фигурами власти», меньшей способностью к сотрудничеству, более низкой самооценкой (Amato, Keith, 1991). У них чаще отмечались нарушения поведе­ния, связанные с большей агрессивностью, импульсивностью, более часто поведение носило характер девиантного и делинквентного (правонарушения, зависимость от психоактивных веществ) (Camara, Resnick, 1989; Emery, 1988; Guidubaldi, Perry, Cleminshaw, 1984; Hetherington, Cox M„ Cox R„ 1982; Kurdek, 1988; Warshak, Santrock, 1983; Zill, 1983; Bray, Hetherington, 1993; Amato, Loomis, Booth, 1995; Behrman, Quinn, 1994; Fabricius, Hal, 2000; Frost, Pakiz, 1990). Они были менее успешны в учебе, и у них было снижено стремление к социальной успешности (Long, Forehand, Fauber, Brody, 1987). У детей, чьи родители развелись, чаще встречались тревожные расстройства и расстройства на­строения (Bray, Hetherington, 1993). У 16% детей данные наруше­ния достигали клинического уровня и требовали медикамен­тозного лечения (Block J.H., Block J, Gjerde, 1986; Johnston, Kline, Tschann, 1989). Наибольшие различия между группами детей из разведенных и неразведенных семей отмечались в выраженно­сти поведенческих проблем. Меньшие, но значимые различия были получены при оценке уровня тревоги, расстройств на­строения, самооценки (Amato, Keith, 1991). Указывалось, что в большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1—2 лет после развода (Hetherington, Clingempeel, 1992). При этом вы­раженность и тяжесть непосредственных реакций детей на развод не находится в прямой связи с возможными в дальней­шем отдаленными последствиями (Wallerstein, Corbin, 2002). Некоторыми авторами изучалась зависимость выраженности данных реакций от половых различий (Mott, Kowaleski-Jones, Menaghan, 1997). Согласно результатам одних исследователей (Amato, 2000; Hetherington, 1999; Wallerstein, 1980), у мальчиков риск нарушений адаптации при разводе родителей был выше, чем у девочек, при оценке как непосредственно после развода, так и через 5 лет. В других исследованиях, напротив, половых различий, специфичных для переживания ребенком развода, выявлено не было (Sun, Li, 2001; Vandawater, Lansford, 1998).

Рядом авторов изучались отдаленные негативные послед­ствия развода — выявляемые через 2 и более лет после него психологические нарушения (снижение самооценки, соци­альной компетентности), нарушения поведения, проблемы во взаимоотношениях, риск нарушения семейных отношений в зрелом возрасте (Kelly, 2000; Franke, 1983; Sun, 2001; Wallerstein, Kelly, 1980; Wallerstein, 1991). В то время как представления об особенностях непосредственных реакций детей на развод ро­дителей являются достаточно определенными и подтверждают­ся множеством авторов, результаты исследований отдаленных последствий развода весьма противоречивы. Согласно одним данным, дети, пережившие развод, раньше уходили из дома и начинали жить самостоятельно, раньше начинали сексуальную жизнь. По достижении совершеннолетия лица, пережившие развод, имели больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом. Они рань­ше создавали семью, у них был ниже уровень удовлетворен­ности браком, выше частота разводов в собственных семьях (Wallerstein, Lewis, Blakeslee, 2000; Amato, Keith, 1991; Amato, 1999; Amato, 2001). Их взаимоотношения с родителями были менее близкими и характеризовались меньшим уровнем под­держки (Amato, Booth, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Одним из наиболее известных лонгитюдных исследований отдаленных последствий развода, результаты которого получили широкий общественный резонанс, были исследования Дж. Валлерштейн (Wallerstein, 1987, 1991, 2000). Целью исследования, начатого в 1969 г., было детально описать реакции детей и родителей на раздельное проживание и развод, а затем оценить, как изме­нится их состояние через 5,10 и 15 лет по сравнению с первона­чальными реакциями и поведением (Wallerstein, Kelly, 1980). В исследовании участвовало 60 семей (130 детей и оба родителя), обращавшихся за помощью в Communiti Mental Health Centre. Данные собирались методом клинического интервью без ис­пользования стандартизированных методов оценки таких параметров, как психологическая адаптация, тревога, депрес­сия, самооценка. Согласно полученным результатам, развод родителей приводит к выраженным нарушениям социального функционирования детей в дальнейшем. При оценке через 5 лет после развода у 37% детей выявлялись клинические при­знаки депрессии. 30% детей были фиксированы на той стадии развития, в период которой произошел развод. Спустя 25 лет после развода родителей «дети» говорили о чувстве утраты, о потере детства, злости, грусти, потребности в том, чтобы о них заботились. Они были более тревожными, депрессивны­ми, обремененными переживаниями, боялись взять на себя ответственность, не были способны реализовать свой потен­циал. Половина злоупотребляли алкоголем и наркотиками. Уровень образования у более чем 50% таких детей оказался ниже, чем у их родителей. Дж. Валлерштейн отмечала: «Влия­ние развода наиболее жестоко бьет их в то время, когда они ищут любви, сексуальных отношений и обязательств. Отсут­ствие образа мужчины и женщины в стабильных отношениях, память о родительской неудаче мешают их поиску, приводят к разочарованиям и трагедиям» (Wallerstein, 2000, с. 82). Резуль­таты более поздних лонгитюдных исследований, которые осу­ществлялись с использованием контрольных групп и данных национальной статистики, более оптимистичны. Абсолютное большинство детей в целом успешно преодолевают типичные при разводе переживания, поведенческие реакции и невро­тические симптомы, не имея в дальнейшем серьезных психо­логических проблем, являющихся его отдаленными послед­ствиями (Amato, 2001; Hertherington, Kelly, 2002; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Большинство детей из разведенных семей при долговременной оценке не отличались от сверстников из се­мей, остающихся в браке (Amato, 1994, 2001; Chase-Lansdale,

Cherlin, Kierman, 1995; Emery, Waldron, Kitzmann, Aaron, 1999; Furstenburg, Kiernan, 2001; Hetherington, 1999; Simons, 1996; Zill, Morrison, Coiro, 1993). Около 75—80% детей после развода ро­дителей не имели серьезных психологических проблем или депрессии, успешно справлялись с образовательной програм­мой и сохраняли близкие отношения с родителями, а в после­дующем имели устойчивые отношения в собственной семье и не страдали от отдаленных негативных последствий развода (Amato, 1999, 2000; Laumann-Billings, Emery, 2000; McLanahan, 1999; Chase-Lansdale, Cherlin, Kierman, 1995). Согласно некото­рым данным П.P. Амато (Amato, 1999), у 42% молодых людей, переживших развод родителей в детстве, уровень психологиче­ского благополучия и социальной успешности был даже выше, чем у тех, чьи родители не разводились. Относительно риска развития психических расстройств у детей, перенесших развод родителей, большинство контролируемых исследований про­демонстрировало отсутствие значимых различий между деть­ми из полных и разведенных семей (Kelly, Emery, 2003; Billick, Ciric, 2003). От 75 до 80% детей, перенесших развод родителей, не обнаруживали выраженных психических или психологиче­ских проблем в последующем (Kelly, Emery, 2003).

реакции детей на развод родителей – предыдущая | следующая – адаптация детей к измененной семейной ситуации

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Яндекс.Метрика