Яндекс.Метрика

Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к разводу (продолжение)

Конфликт между родителями. Высокий уровень кон­фликта между родителями, существующий как в период брака, так и в ситуации развода, оказывает выраженное негативное влияние на психологическое состояние ребенка и связан с худ­шей психологической адаптацией детей (Roserby, Johnston, 1998; Emery, 1982; Peterson, Zill, 1986; Johnston, 1994; Johnston, Roseby, 1997). Моменту фактического расторжения брака, как прави­ло, предшествует длительный период дисгармоничных, часто враждебных отношений супругов, во время которого реакции дезадаптации у детей возрастают (Block J.H., Block J., Gjerde, 1986; Cherlin, Furstenberg, Lindsay, 1991).

В ситуации развода некоторый уровень конфликта меж­ду родителями является нормой {Kelly, Emery, 2003), и в последующем выраженность конфликта уменьшается в течение 2—3 лет после развода по мере эмоционального освобождения родителей и принятия новой ситуации. При этом выделяют­ся различные формы возможного взаимодействия родителей в вопросах воспитания. Около 25—30% родителей после раз­вода оказываются в состоянии сотрудничать в выполнении родительских обязанностей, что выражается в совместном планировании, гибкости, частых коммуникациях, касающихся детей, координации планов и действий. Более половины раз­веденных родителей выполняют свои функции параллельно друг другу, не стремясь к сотрудничеству, но и не препятствуя друг другу в общении с детьми и их воспитании. Хотя наиболее предпочтительно для детей кооперативное родительство, они также преуспевают при параллельном, если каждый из роди­телей осуществляет адекватное воспитание (Hetherington, 1999; Hertherington, Kelly, 2002; Maccoby, Mnookin, 1992). В 8—12% се­мей (традиционно обозначающихся как высококонфликтные семьи) через 2—3 года после развода уровень конфликта между родителями остается высоким (Hetherington, 1999; King, Heard, 1999; Maccoby, Mnookin, 1992). Конфликт в период развода и по- еле него оказывает большее негативное влияние на психическое и психологическое состояние детей, чем конфликтные отноше­ния в период брака (Hetherington, 1999). В других исследованиях были получены противоположные результаты, согласно кото­рым более негативным оказывалось влияние конфликтных от­ношений в период брака в сравнении с конфликтом в постраз­водный период (Booth, Amato, 2001; Buehler, Krishnakumar, Stone, Anthony, Pemberton, Gerard, Barber, 1998; Kline, Johnston, Tschann, 1990). Конфликтные отношения между родителями, сохраняю­щиеся после развода, особенно сопряженные с физическими проявлениями агрессии, часто приводят к появлению у детей соматических и психосоматических симптомов, социальных и поведенческих проблем (Johnston, 1994; Kline, Tschann, Johnston, Wallerstein, 1989; Camara, Resnick, 1989). У 16% детей из группы высококонфликтных разводов психические нарушения дости­гали клинического уровня (Johnston, Kline, Tschann, 1989). Наи­более значимыми предикторами нарушений адаптации у де­тей после развода родителей были характеристики конфликта между родителями в период совместного проживания, психо­логические проблемы ребенка в анамнезе и особенности взаи­моотношений ребенка с матерью, а не особенности отноше­ний между родителями после развода (Tschann, Johnston, Kline, Wallerstein, 1990). Наряду с оценкой прямого негативного влия­ния конфликтных отношений между родителями изучалось и косвенное влияние, опосредованное поведенческими стратеги­ями каждого из родителей. И в полных, и в разведенных семьях дети были менее агрессивны при более высокой кооперации родителей. Вербальная агрессия отцов как в женатых, так и в разведенных семьях была связана с большими поведенчески­ми проблемами и сниженной самооценкой у детей младшего возраста. Вербальная агрессия матерей в ситуации конфликта коррелировала с большей отгороженностью ребенка (Camara, Resnick, 1989). У матерей, сообщающих о высоком уровне кон­фликта в браке, сохранялась тенденция к более конфликтным отношениям с ребенком после развода. Они чаще отвергали
своих детей, использовали их в период развода для эмоцио­нальной поддержки, вовлекали во враждебные отношения с бывшим супругом (Tschann, Johnston, Kline, Wallerstein, 1990). В высококонфликтных семьях матери были менее теплыми, более отвергающими, предъявляли более жесткие дисциплинарные требования, а отцы были более отстраненными и чаще про­являли необоснованную настойчивость при общении с детьми (которые не хотели с ними встречаться) по сравнению с родите­лями из семей с низким уровнем конфликта (Belsky, Youngblade, Rovine,Volling, 1991; Cummings, Davies, 1994; Hetherington, 1999; Krishnakumar, Buehler, 2000).

В исследовании P. Эмери (Emery, 1982) изучалась взаимос­вязь между нарушениями поведения у детей и различными аспектами конфликта в семье: форма конфликта (ссоры, физи­ческая агрессия, эмоциональная напряженность в отношениях, избегание и т.д.); содержание конфликта (материальные споры, сексуальная неудовлетворенность супругов, несогласие в во­просах воспитания детей и т.д.); длительность конфликтных отношений. Оказалось, что открытая враждебность во взаимо­отношениях между родителями по сравнению с их длительны­ми эмоционально напряженными отношениями оказывала на детей более выраженное негативное влияние. При конфликт­ных отношениях в семье нарушения поведения у мальчиков встречались чаще, чем у девочек, при этом у мальчиков чаще встречались оппозиционные реакции, а у девочек преобладали реакции ухода. Теплые близкие взаимоотношения ребенка хотя бы с одним родителем могли существенно уменьшить, хотя и не исключить полностью, последствия конфликта для ребенка. Автор пришел к выводу, что конфликтные отношения между родителями являются для ребенка важнейшим стрессогенным фактором, а родители, вовлеченные в конфликт, являются худ­шими моделями идентификации для детей.

общение с родителем, проживающим отдельно – предыдущая | следующая – отвергаемый родитель

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.