canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Клнфлиуты между родителями это норма для развода. Исследование влияния на ребенка конфликтов между родителями

Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к разводу (продолжение)

Конфликт между родителями. Высокий уровень кон­фликта между родителями, существующий как в период брака, так и в ситуации развода, оказывает выраженное негативное влияние на психологическое состояние ребенка и связан с худ­шей психологической адаптацией детей (Roserby, Johnston, 1998; Emery, 1982; Peterson, Zill, 1986; Johnston, 1994; Johnston, Roseby, 1997). Моменту фактического расторжения брака, как прави­ло, предшествует длительный период дисгармоничных, часто враждебных отношений супругов, во время которого реакции дезадаптации у детей возрастают (Block J.H., Block J., Gjerde, 1986; Cherlin, Furstenberg, Lindsay, 1991).

В ситуации развода некоторый уровень конфликта меж­ду родителями является нормой {Kelly, Emery, 2003), и в последующем выраженность конфликта уменьшается в течение 2—3 лет после развода по мере эмоционального освобождения родителей и принятия новой ситуации. При этом выделяют­ся различные формы возможного взаимодействия родителей в вопросах воспитания. Около 25—30% родителей после раз­вода оказываются в состоянии сотрудничать в выполнении родительских обязанностей, что выражается в совместном планировании, гибкости, частых коммуникациях, касающихся детей, координации планов и действий. Более половины раз­веденных родителей выполняют свои функции параллельно друг другу, не стремясь к сотрудничеству, но и не препятствуя друг другу в общении с детьми и их воспитании. Хотя наиболее предпочтительно для детей кооперативное родительство, они также преуспевают при параллельном, если каждый из роди­телей осуществляет адекватное воспитание (Hetherington, 1999; Hertherington, Kelly, 2002; Maccoby, Mnookin, 1992). В 8—12% се­мей (традиционно обозначающихся как высококонфликтные семьи) через 2—3 года после развода уровень конфликта между родителями остается высоким (Hetherington, 1999; King, Heard, 1999; Maccoby, Mnookin, 1992). Конфликт в период развода и по- еле него оказывает большее негативное влияние на психическое и психологическое состояние детей, чем конфликтные отноше­ния в период брака (Hetherington, 1999). В других исследованиях были получены противоположные результаты, согласно кото­рым более негативным оказывалось влияние конфликтных от­ношений в период брака в сравнении с конфликтом в постраз­водный период (Booth, Amato, 2001; Buehler, Krishnakumar, Stone, Anthony, Pemberton, Gerard, Barber, 1998; Kline, Johnston, Tschann, 1990). Конфликтные отношения между родителями, сохраняю­щиеся после развода, особенно сопряженные с физическими проявлениями агрессии, часто приводят к появлению у детей соматических и психосоматических симптомов, социальных и поведенческих проблем (Johnston, 1994; Kline, Tschann, Johnston, Wallerstein, 1989; Camara, Resnick, 1989). У 16% детей из группы высококонфликтных разводов психические нарушения дости­гали клинического уровня (Johnston, Kline, Tschann, 1989). Наи­более значимыми предикторами нарушений адаптации у де­тей после развода родителей были характеристики конфликта между родителями в период совместного проживания, психо­логические проблемы ребенка в анамнезе и особенности взаи­моотношений ребенка с матерью, а не особенности отноше­ний между родителями после развода (Tschann, Johnston, Kline, Wallerstein, 1990). Наряду с оценкой прямого негативного влия­ния конфликтных отношений между родителями изучалось и косвенное влияние, опосредованное поведенческими стратеги­ями каждого из родителей. И в полных, и в разведенных семьях дети были менее агрессивны при более высокой кооперации родителей. Вербальная агрессия отцов как в женатых, так и в разведенных семьях была связана с большими поведенчески­ми проблемами и сниженной самооценкой у детей младшего возраста. Вербальная агрессия матерей в ситуации конфликта коррелировала с большей отгороженностью ребенка (Camara, Resnick, 1989). У матерей, сообщающих о высоком уровне кон­фликта в браке, сохранялась тенденция к более конфликтным отношениям с ребенком после развода. Они чаще отвергали
своих детей, использовали их в период развода для эмоцио­нальной поддержки, вовлекали во враждебные отношения с бывшим супругом (Tschann, Johnston, Kline, Wallerstein, 1990). В высококонфликтных семьях матери были менее теплыми, более отвергающими, предъявляли более жесткие дисциплинарные требования, а отцы были более отстраненными и чаще про­являли необоснованную настойчивость при общении с детьми (которые не хотели с ними встречаться) по сравнению с родите­лями из семей с низким уровнем конфликта (Belsky, Youngblade, Rovine,Volling, 1991; Cummings, Davies, 1994; Hetherington, 1999; Krishnakumar, Buehler, 2000).

В исследовании P. Эмери (Emery, 1982) изучалась взаимос­вязь между нарушениями поведения у детей и различными аспектами конфликта в семье: форма конфликта (ссоры, физи­ческая агрессия, эмоциональная напряженность в отношениях, избегание и т.д.); содержание конфликта (материальные споры, сексуальная неудовлетворенность супругов, несогласие в во­просах воспитания детей и т.д.); длительность конфликтных отношений. Оказалось, что открытая враждебность во взаимо­отношениях между родителями по сравнению с их длительны­ми эмоционально напряженными отношениями оказывала на детей более выраженное негативное влияние. При конфликт­ных отношениях в семье нарушения поведения у мальчиков встречались чаще, чем у девочек, при этом у мальчиков чаще встречались оппозиционные реакции, а у девочек преобладали реакции ухода. Теплые близкие взаимоотношения ребенка хотя бы с одним родителем могли существенно уменьшить, хотя и не исключить полностью, последствия конфликта для ребенка. Автор пришел к выводу, что конфликтные отношения между родителями являются для ребенка важнейшим стрессогенным фактором, а родители, вовлеченные в конфликт, являются худ­шими моделями идентификации для детей.

общение с родителем, проживающим отдельно – предыдущая | следующая – отвергаемый родитель

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Яндекс.Метрика