canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Отвергаемый родитель. Общение ребенка с отвергаемым родителем.

Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка к разводу (продолжение)

Вовлечение детей в конфликтные отношения родите­лей. Разведенные родители осознанно или неосознанно ищут в детях психологическую поддержку или «союзников», тем са- мым вовлекают их в конфликт выбора между родителями или конфликт лояльности, что предъявляет к ребенку в психологи­ческом плане слишком сложные требования.

Нарушения адаптации ребенка в ситуации развода напря­мую зависят от выраженности интрапсихического конфликта, побуждающего его к принятию стороны одного из родителей. Когда родитель просит ребенка передать какое-либо сообще­ние, враждебное по своему содержанию, другому родителю, расспрашивает его о другом родителе, сравнивает два дома, спрашивает ребенка, кого он больше любит, — он ставит ре­бенка в позицию, при которой тот не может открыто выражать свою привязанность к другому родителю и чувствует себя на­ходящимся между двумя военными лагерями (Buchanan, 1994). Выраженный интрапсихический конфликт (конфликт лояль­ности), связанный с необходимостью скрывать информацию о другом родителе или свои чувства к нему, является важнейшим фактором, негативно влияющим на адаптацию ребенка к разво­ду (Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Johnston, Kline, Tschann, 1989; Twaite, Luchow, 1996). При исследовании семей с высоким уровнем конфликта уровень тревоги и депрессии у детей, испы­тывающих конфликт лояльности, был выше в сравнении с деть­ми, не вовлеченными в конфликт между родителями (Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Hetherington, 1999). Через 4,5 года по­сле развода выраженность тревоги и депрессии была тем выше, чем более выраженным был конфликт лояльности. Напротив, даже в семьях с высоким уровнем враждебности между роди­телями, при отсутствии у родителей поведения, вовлекающего ребенка в конфликт (40%), уровень адаптации детей был значи­мо выше (Johnston, Kline, Tschann, 1989; Hetherington, 1999).

P. Гарднер, детский и судебный психиатр, в 80-е гг. обратил внимание на увеличение количества детей, которые в ситуации высококонфликтного судебного процесса демонстрировали охваченность односторонними обвинениями в адрес одного из родителей, которая иногда доходила до ненависти к этому ранее любимому человеку. Для описания такой инверсии отношения ребенка к одному из родителей Р. Гарднер ввел в ли­тературу термин «синдром отвержения одного из родителей» (Parental Alienation Syndrome, PAS) (Gardner; 1989, 1992, 1998). P. Гарднер рассматривал PAS как особую форму реакции семьи на развод, при которой ребенок объединяется с одним из роди­телей против другого, и определял его как «расстройство, при котором ребенок охвачен осуждением родителя, его неоправ­данной или преувеличенной критикой», при этом враждебные высказывания и хула не сопровождаются чувством вины или замешательством (Gardner, 1989, с. 266, 228). Отношения при­вязанности ребенка к отвергаемому родителю при этом раз­рушаются. Данную реакцию ребенка автор рассматривал как патологическую форму адаптации, возникающую в результате действий другого родителя, направленных на саботаж отноше­ний ребенка с отвергаемым родителем-мишенью и изменение отношения ребенка к нему. Отвержение ребенком отдельно проживающего родителя-мишени, чаще — отца, возникает в ответ на осознанное или неосознанное манипулятивное по­ведение родителя, с которым ребенок проживает. Таким об­разом, по мнению Р. Гарднера, синдром отвержения одного из родителей (мишени) является реакцией ребенка на поведение другого родителя (индуктора). При выраженном отвержении ребенком одного из родителей психотерапевтическое вмеша­тельство неэффективно и необходимо отделение ребенка от родителя-индуктора на длительное время. В судебной практике подобное представление часто приводило к передаче ребенка на воспитание отвергаемому родителю.

Согласно более поздним формулировкам (Kelly, Johnston, 2001), PAS является реакцией ребенка на комплекс факторов, включая индивидуально-психологические особенности и осо­бенности поведения обоих родителей и ребенка, важнейшими из которых являются психологические проблемы обоих роди­телей, дефицит родительского внимания, враждебность, огово­ры, поляризация — в поведении родителей; собственная психо­логическая уязвимость ребенка и его внутренняя агрессия; выраженная враждебность родителей друг к другу. В связи с этим подчеркивается, что при наличии отвержения ребенком одного из родителей, в том числе при отказе от общения с ним, необхо­димо исследовать как особенности ребенка и родителя — воз­можного индуктора, так и особенности отвергаемого родителя. Для отвергаемых родителей характерны такие индивидуально- психологические особенности, как эгоцентризм и недостаточ­ная зрелость, сниженная способность к эмпатии, строгий и ригидный стиль воспитания. Также их характеризуют такие особенности поведения в ситуации развода, как пассивность в ситуации выраженного конфликта и отстаивание своих прав на общение с ребенком вопреки желанию последнего. При оценке индивидуально-психологических особенностей детей указыва­лось, что чем выше у ребенка способность к саморефлексии и к восприятию противоположных позиций конфликтующих ро­дителей, тем более уязвимым ребенок является в конфликтах лояльности. Дети, отвергающие одного из родителей, имеют больше психологических проблем и эмоциональных наруше­ний, вследствие чего одни юридические стратегии (смена опе­куна, принудительные посещения, запрет визитов) не могут решить проблему (Johnston, Kline, Tschann, 1989).

Таким образом, результаты многолетних исследований демонстрируют, с одной стороны, типичность реакции детей на развод родителей и определяют достаточно четкую картину факторов, повышающих риск развития у детей различного рода психических и психологических нарушений в постразводный период. С другой стороны, неоднозначность, а в некоторых слу­чаях противоречивость результатов исследований свидетель­ствует об отсутствии единой формулы, позволяющей создать Для ребенка наилучшие условия для воспитания и развития, в частности, при определении порядка общения ребенка с от­дельно проживающим родителем при высокой выраженности конфликта. Представляется, что некоторым детям необходимы психологическая помощь и ресурсы обоих борющихся родите­лей, тогда как другие нуждаются в отделении от эмоциональной враждебности между родителями или от отвергающего и нечувствительного к потребностям ребенка родителя. Оценка психического и психологического состояния ребенка в каж­дом конкретном случае, анализ влияния на него различных социально-психологических факторов, возможный прогноз психического и психологического развития ребенка при раз­личных условиях воспитания являются важнейшими задачами психолого-психиатрического исследования в судебных спорах о воспитании.

конфликты между родителями – предыдущая | следующая – невротические реакции

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Яндекс.Метрика