Анализ рисунков аутичных детей (рисование в темноте)

Техника рисования. Наблюдения за процессом рисования указывает на то, что все дети рисовали удивительно быстро, контуры фигур изображались практически без отрыва ручки от листа. Трое детей для рисования использовали шариковые ручки, одна девочка рисовала фломастером. На всех рисунках изображены только контуры фигур, ни одна из них не закрашена. Создается впечатление, что образ, возникающий как будто ниоткуда, фактически мгновенно, минуя сознание, превращается в движения руки, которая оставляет свой след на листе бумаги. Такой способ рисования Михаил Ямпольский назвал рисованием в темноте. И не только потому, что образа до начала рисования как такового нет, но и потому, что двигательный акт в данном случае практически сведен к рефлекторному акту. Вот что он пишет: «Во имя сохранения подлинности, тесной связи с жизнью, мы должны рисовать, не разрешая нашему восприятию схватывать то, что мы изображаем на бумаге. Это рисование может быть осуществлено только благодаря скорости и изнурению, выводящим восприятие и сознание за рамки всего процесса» (Ямпольский, 2001, с. 63).

Эти слова относятся, конечно, не к аутистам, а к Сергею Эйзенштейну. Речь идет вот о чем.
Тридцать первый год. Эйзенштейн в Мексике. Он решает провести над самим собой эксперимент и создает серию рисунков на тему убийства Дункана из шекспировского Макбета. Всего за 5 дней он сделал 127 рисунков. Все рисунки были сделаны в один присест, без перерыва во времени и вторжения новых впечатлений извне. Самым тяжелым днем было 12 июня, когда режиссер сделал 52 рисунка, как он писал «почти в трансе», за которым последовало полное изнеможение. « Удивительно: я рисую довольно бойко. В рисунке добиваюсь рефлекторной мгновенности перевода мысли-замысла непосредственно в рисунок. Так учил Островский мастерству актера, пользуя именно термин «рефлекторно». Сводя этап переложения до минимума, стараюсь думать штрихом. Поэтому изгнаны из обихода резинка и предварительная прорисовка для будущей обводки» (запись С.М. Эйзенштейна цит. но Ямпольский, 2001, с. 59).

Судя по всему, Эйзенштейн пытался открыть «канал», по которому образ или ощущение, возникающий где-то в глубине подсознания, без рефлексии, т.е., минуя сознание, превращается в двигательный акт. И относил это и к актерской игре, и к рисованию. Именно в этом случае впечатление, возникающее у зрителя, оказывается наиболее сильным, а образ, создаваемый художником, наиболее достоверным.

Получается, что у наших аутистов этот «канал» уже открыт. Вообще процесс «открывания» или «закрывания» этого канала в каком-то смысле является управляемым. Это показал и Эйзенштейн. По-видимому, это возможно при использовании психоактивных веществ или при депривации сна. Мы уже назвали этот способ рисования – рисованием в темноте или рисованием во сне. Тому есть и физиологическое подтверждение. У аутистов на ЭЭГ повышена бета – активность. Те же самые изменения происходят и в состоянии полудремы или сонливости.

аутичные дети – предыдущая | следующая – анализ рисунков

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание