Яндекс.Метрика

Анализ рисунков аутичных детей (анализ рисунков)

Но самый главный вопрос заключается в следующем. Откуда берутся эти образы, так удивительно повторяющиеся от рисунка к рисунку? Кто еще рисует или рисовал то же самое? Поиск ответа на последний вопрос оказался успешным. На рис. 7 представлен фрагмент наскального рисунка эпохи палеолита.

Для нас сходство между всеми изображениями очевидно. И мы думаем, что слова, сказанные одним из исследователей первобытного искусства А.Д. Столяром (1985), также подходят и к рисункам наших детей. Вот эти слова: «…мы имеем дитя без матери. Не зная ни его рода, ни племени, мы встречаемся с сюжетным творчеством уже в достаточно сложившемся состоянии. Загадкой остаётся не только его длительное эмбриональное становление, но и младенчество».

Анализ рисунков третьей группы детей также хотелось бы начать с цитаты из книги по первобытному искусству. «Но это искусство (имеется в виду искусство палеолита не было вечным. Около десяти тысяч лет тому назад в странах Европы произошел неожиданный и крутой перелом в художественной жизни древнейшего человечества. Потомки мадленских мастеров как будто утратили интерес к волновавшим их предков сюжетам из реальной жизни. Уже в мезолите на смену полнокровным скульптурам и рисункам художников конца палеолита приходят загадочные схематические знаки, в которых многие ученые пытались искать зачатки письменности. Чем дальше, тем яснее становилась картина заката и гибели удивительного палеолитического искусства, и тем яснее проступали черты нового искусства эпохи неолита и бронзы. Это было по преимуществу орнаментальное и символическое искусство. Живые образы прошлого уступили теперь место условным знакам и символам. Непередаваемая живость восприятия и свобода художественного переживания сменилась строго ритмическими знаками, которые сочетались в одни и те же орнаментальные элементы. Каждый, кто наблюдает закат палеолитического искусства, расстается с ним не без сожаления.» (Окладников, Мартынов, 1972, с. 172). И снова создается впечатление, что эти слова почти полностью можно отнести не только к искусству первобытного человека, но и к рисункам аутичных детей, которых мы отнесли к третьей группе.

Строго говоря, рисунками в полном смысле слова назвать их нельзя. Дети пишут ряды цифр, букв, рисуют схемы и карты. Что здесь обращает на себя внимание? Во-первых, то, что дети прежде всего выделяют из окружения специфические объекты – буквы, цифры, т.е знаки и символы. Во-вторых, то, что это, как нам кажется, является проявлением торжества, триумфа топологии, но очень специфической топологии, оторванной от чувственного образа. Дети пишут длинные ряды цифр, которые должны быть расположены в определенном порядке. Если взрослый намеренно напишет этот ряд неверно или пропустит цифру, ребенок будет демонстрировать недовольство, проявлять агрессию или аутоагрессию и требовать правильного написания. То же относится и к буквам, и к схемам. При этом далеко не всегда у ребенка сформировано соотнесение числа и количества, т.е. зачастую он не может сосчитать предметы. Смысл цифры для него только в ее месте по отношению к другим цифрам.

Итак, анализ рисунков детей аутистов позволяет нам сделать вывод о том, что они не только воспринимают мир не так, как обычные люди, но и отличаются друг от друга. Конечно, мы до конца не знаем, почему это происходит. И все же нам кажется, что эти рисунки дают нам возможность посмотреть на мир глазами этих детей, что абсолютно необходимо для того, чтобы общаться с ними.

рисование в темноте – предыдущая | следующая – перцептивная асимметрия

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание