Общее и специфическое в речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития(речевое развитие)

Помимо этого анализировались некоторые психолингвистические характеристики связной речи, такие как средняя длина синтагм, средняя длина текста и индекс прономинализации. При оценки повторения слов сложного звукослогового состава была использована процедура раздельного начисления баллов за слоговую и звуковую структуру слова. Это важно для дифференциации природы возникающих у ребенка трудностей. Преимущес­твенные нарушения слоговой структуры (пропуски, перестановки, замены, упрощения и добавления слогов) обусловлены в первую очередь слабостью серийной организации речевых движений, дефектами кинетического програм­мирования и в большей мере свидетельствуют о функциональной слабости передних отделов мозга. Дефектность звуковой структуры слова (искажения, перестановки, пропуски, вставки и замены звуков) указывают на первичные трудности выбора артикулем по кинестетическим и фонетическим призна­кам и в большей степени соотносятся со слабостью задних отделов.

В ходе качественного анализа оценки различных проб объединялись с учетом их внутренней взаимосвязи. Так, звуковые замены, выявленные в грамматических пробах, замены букв по фонетическому сходству в пробах на письмо, трудности фонематического различения и плохое понимание близких по звучанию названий предметов в блоке на проверку импрессивной речи в сочетании служат надежным свидетельством несформированности фонематического восприятия. Дифференцированный способ оценки одних и тex же заданий с учетом характера ошибок, конечно, делает, процедуру обра­ботки более сложной и трудоемкой, но при этом открывает возможность синдромного анализа состояния высших психических функций у детей, что очень важно для коррекции, т.к. приближает к пониманию психологических механизмов выявленных трудностей.

Всего в обработке было задействовано 70 показателей. Для их количест­венного анализа на разных этапах использовались различные статистические процедуры. Достоверность различий между группами расчитывалась с по­мощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Сопоставление показа­телей школьников разных категорий развития производилось по итогам каждого среза, т.е. сравнивались показатели учащихся 1, 2, 3 и старших классов, для выявления особенностей динамики формирования разных сторон речи сопоставлялись данные школьников одной категории разных лет обучения.

Коротко остановимся на основных различиях между школьниками с ОНР и ЗПР с учетом года обучения.

Как показывают полученные данные, максимальные различия между детьми этих категорий приходятся на начало школьного обучения. Перво­классники с ОНР характеризуются существенно более низким уровнем сфор­мированности речевых функции, что видно в особенностях экспрессивной и импрессивной речи. В первом случае особенно наглядно это проявляется в характеристиках уровня моторной реализации высказывания – это параметры слоговой (р<0,05) и звуковой (р<0,01) структуры слова, орального праксиса и артикуляционной моторики (на уровне тенденции), повторения цепочек слогов (р<0,001) и в первую очередь звукопроизпошения (р<0,000). Важно отметить, что звукопроизношение – единственный показатель из 70 анали­зируемых, который стабильно низок у детей с ОНР, тогда как различия между ЗПР и нормой по этому параметру не имеют статистической значимости.

Между школьниками с разными вариантами дизонтогенеза обнаружены также некоторые различия в уровне сформированности грамматического строя. Так дети с ЗПР несколько успешнее в использовании предлогов (р<0,05), образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (р<0,01), в составлении предложений из слов в начальной форме и верификации предложений (на уровне тенденции). Показатели связной речи также очень близки. Интересно, что первоклассники с ЗПР даже хуже справлялись с пересказом (на уровне тенденции). Особые затруднения у них вызвало осмысление содержания рассказа и программи­рование текста (р<0,05), многие с этой задачей не справились вообще. При этом рассказ по серии картинок у них был более успешен, чем у детей с ОНР, т.е. введение внешних опор существенно облегчает им задачу. У них также больше средняя длина синтагмы. По параметру смысловой адекватности в синтаксических пробах успешность детей сравниваемых категорий была примерно одинакова. Таким образом, и у тех и у других есть выраженные трудности смыслового программирования высказывания. При этом у детей с ОНР более грубо страдает синтаксис.

детская речь – предыдущая | следующая – общее недоразвитие речи

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание