canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Общее недоразвитие речи. Сравнительное исследование общего недоразвития речи.

Общее и специфическое в речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития(общее недоразвитие речи)

Несколько менее явный характер носят различия между сравниваемыми категориями детей в способности к называнию предметов и действий (и то, и другое хуже при ОНР на уровне тенденции). Трудности лексического выбора у учащихся речевой школы более явно проявляются в собственной речи (p<0,01). Выявлены некоторые отличия в характеристиках импрессивной речи. В 1 классе все показатели ниже у учащихся с ОНР, статистического уровня достигали лишь различия в понимании близких по звучанию названий предметов и сформированное фонематического слуха (р<0,01). Хуже при ОНР были также навыки письма и чтения (р<0,01). У них достоверно чаще встречались замены букв по фонетическому сходству (р<0,01), ниже была скорость и хуже качество чтения (р<0,001).

Ко 7 классу речевые возможности детей со сравниваемыми вариантами отклонений в развитии несколько сближаются за счет возрастания показате лей детей с ОНР, под влиянием логопедического воздействия. Несмотря на это, они все-таки на уровне тенденции уступают сверстникам с ЗПР в показателях моторной реализации речи (различия в оценках звукопроизношения достоверны на уровне р<0,05), сформированность фонематического восприятия (р<0,01), письма (тенденция) и чтения (р<0,001). Школьники с ЗПР по-прежнему испытывают отчетливые трудности смыслового програм­мирования высказывания. Тенденция к сближению имеет дальнейшее развитие. К окончанию 3 класса дети с ОНР догоняют школьников с ЗПР по многим речевым показателям и даже становятся лучше их по способности к пониманию сложных логико-грамматических конструкций (р<0,05) и звуковому анализу (р<0,01), у них также меньше неспецифических ошибок на письме. Однако различия в характеристиках этапа внешнего оречевления высказывания, в первую очередь звукового оформления (р<0,001), остаются. Дети с ОНР, как и раньше, хуже справляются с называнием предметов (на уровне тенденции) и действий (р<0,01), при письме у них чаще встречаются дисграфические ошибки (р<0,01), они медленнее читают (р<0,01) и при этом чаще ошибают­ся (р<0,05). В тоже время третьеклассники с ЗПР допускают больше неспецифических ошибок при письме (р<0,01) и хуже понимают смысл прочитанного (р<0,05).

К старшему возрасту школьники сравниваемых категорий с учетом общего балла и уровня успешности имеют практически одинаковые речевые возможности (76,2% успешности выполнения методики у старшеклассников с ЗПР и 73,9% – у школьников с ОНР, для сравнения у нормы – 92,7%). Стабильны только различия в показателях звукопроизношения (р<0,05), слоговой структуры слова (р<0,05), номинативной функции речи (р<0,01), фонематического восприятия, последнее проявляется при необходимости различения близких по звучанию названий действий (р<0,05) и в соответст­вующих ошибках на письме и в пробах, предъявляемых на слух (р<0,05). Учащиеся с ЗПР по-прежнему хуже владеют навыками языкового и звукового анализа (р<0,05), больше затрудняются при понимании логико- грамматических конструкций и чаще допускают неспецифические ошибки при письме (р<0,05). Таким образом, имея в начале школьного обучения значимо более высокие показатели сформированности речи, учащиеся с ЗПР к старшим классам по уровню речевых возможностей сравнялись со сверстниками с ОНР, а по некоторым параметрам стали даже хуже. Стабиль­ность статистически значимых различий между детьми с ОНР и ЗПР в сформированности звуковового оформления речи, с одной стороны, и столь же стабильное отсутствие таких отличий между детьми с ЗПР и нормой, с другой, позволяет рассматривать выраженную несформированносгь звуконроизношеиия как специфическую особенность общего недоразвития речи.

В целом, обобщая анализ особенностей речи и ее динамики у школьников с нормальным развитием, ОНР и ЗПР, можно сделать следующие выводы:

Школьники с ОНР и ЗПР имеют устойчивые и статистически достоверные отличия от нормы практически по всем параметрам формиро­вания речевой функции. Максимальные различия между детьми с ОНР и ЗПР наблюдаются в начале школьного обучения (различия по общему баллу достоверны на уровне р<0,000). Ко 2 классу намечается тенденция к сближению речевых показателей детей с ОНР и ЗПР (р<0,05), во многом обусловленная возрастанием речевых возможностей школьников с речевым недоразвитием под влиянием интенсивной коррекционной работы. Эта тенденция усугубляется к 3 классу (различия не достоверны), и в старшем школьном возрасте дети этих категорий оказываются очень близки по своим речевым характеристикам.

речевое развитие – предыдущая | следующая – задержка психического развития

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

Яндекс.Метрика