Позитивное толкование
Оно осуществлялось здесь дискретно. Я не только сообщил моей собеседнице, что понял, как она страдает от болей, но и дал ей понять, что, помимо этих болей, она обладает способностью преодолевать физическое неблагополучие, экзистенциальную тревогу, страх, амбивалентность от надежды до безнадежности и, наконец, множество личных конфликтов. При этом я не ограничивался лишь восприятием страданий, слабостей и беспомощности больной и лечением их, а напомнил ей о ее силах и способностях, которые она уже довольно давно поставила под сомнение. Таким образом, она перестала быть только пассивной жертвой, как она вынуждена была ощущать себя, особенно во время медицинских обследований последние 4 недели, напротив, она снова училась быть активной. Для этого были использованы два терапевтических подхода: новая интерпретация симптомов, обращение к способностям и изменение точки зрения, благодаря чему на горизонте мышления и чувствования возникли новые возможности решения конфликтов.
Содержательная модель
Я использовал эту модель, потому что она помогла мне увидеть потенциальные способности и решения конфликтов не просто в диффузно-абстрактной форме, а заставила дифференцировать и конкретизировать их (ср. «4 формы переработки конфликтов», 4.1, гл.З, рис.5): болевая симптоматика означает прежде всего, что пациентка реагировала своим телом — даже всем своим телом. Сообщение, что у нее может быть рассеянный склероз (PC), конкретизировало уже тревожившие ее неясные страхи и поставило больную перед лицом неожиданного и неизвестного. В связи с тем, что болезнь поставила под вопрос ее будущее, она начала этим заниматься. Если в этой фазе шока пробудившиеся страхи не могли проникнуть в ее переживания, то в последующее время она отреагировала весьма эмоционально. И сделала это так, как позволяли ей ее личные силы: она замкнулась в себе, стала в буквальном смысле слова переносить происходящее с ней, пытаясь взять все трудности на себя и избавить от них свою семью (контакты). Она поистине могла «страдать, не жалуясь».
Во время критического периода, в зависимости от пребывания в больнице, она регулярно ходила на работу (деятельностъ) и вела хозяйство, ухаживая за мужем и двумя детьми. Кроме того, она воспользовалась еще одной своей способностью, чтобы чувствовать себя увереннее: своим разумом. Она ходила к врачу, обследовалась по всем правилам медицины, прочитала в специальной книге, что такое PC и какое течение он может принимать, воображала себе разные неопределенные ситуации, в которые она попадает из-за своей болезни.
Пятиступенчатая модель лечения
Хотя она и не была применена полностью, она, безусловно, имела место и помогла мне во время разговора сопоставлять мое вмешательство с потребностями больной. Наряду с этими структурными признаками, которые скорее статически позволяют определить потенциальные способности, процессуально мне помогла пятиступенчатая модель лечения: на какой ступени отношений находится больная? На какой стоит терапевт?
Началом послужила ступень наблюдения и дистанцирования, на которой она могла последовательно представить себя без вмешательств с моей стороны. На ступени инвентаризации я старался дополнительно к предъявляемым жалобам и симптомам мобилизовать и конструктивные способности. Ступень ситуативной поддержки послужила тому, чтобы так представить пациентке полученную информацию, что она, с одной стороны, снова нашла бы путь к своим способностям, а с другой — смогла принять это предложение также и в ее сегодняшней жизненной ситуации. Это означало, что она заинтересовалась моим предложением и начала говорить об этом с терапевтом, партнером и др., а также сама с собой и записывать свои мысли. Это соответствует ступени вербализации. На ступени расширения системы целей, она начала меняться. Она пробовала сначала, вероятно, в фантазиях, а может быть, и в реальной жизни свои способности; увидела новые аспекты своей собственной жизни, училась вместе с тем находить новые пути выхода из болезни и нащупывала свое внутреннее равновесие.
Эти пять ступеней не являются единственным большим шагом, который человек может сделать лишь в рамках психотерапии и благодаря которому он сможет переструктурировать свою личность, они постоянно происходят в совместной жизни людей. Это малые шаги компромиссов, открывающие новые возможности и способности. Иметь в виду, каково значение терапевтического вмешательства, важно для реалистической оценки самих терапевтических возможностей. Это также много значит и для того, чтобы не предъявлять пациенту чрезмерных требований и дать ему действительно лишь то, в чем он нуждается в данный момент своей жизни, а это не всегда идентично тому, что терапевт хочет дать и что считает успехом. Хотя все три модели были представлены в разговоре с больной, я не стал давать ей все за один раз…
Вывод. Этот телефонный разговор, ставший сеансом психотерапии при нервном срыве, позволил вместе с тем определить границы возможностей. Не возникло необходимости терапевтически продлевать стадию привязанности и позволять больной дополнительную регрессию, как это было бы при стационарном лечении, например, суицидальных тенденций.
Не было цели прорабатывать с пациенткой ее актуальный и базовый конфликт, пусть даже только частично. Целью в большей степени было напомнить больной о ее собственном потенциале самопомощи, помочь осознать собственные способности и дать ей шанс сделать следующий шаг в ее собственном процессе развития, что содержало также для нее возможность отказаться от этого предложения.
Этот процесс консультирования имел признаки отделения при терапевтической готовности признать автономность собеседницы. Этот срыв, естественно, не решил ни одного конфликта, однако поставил перед больной ряд вопросов и предложил ей различные точки зрения, которые дали ей возможность узнать нечто новое о себе. Это означает также, что она могла научиться иначе обходиться с тревогами и терапевтами. И что она, помимо способности все переносить, может развить еще и способность задавать вопросы, выражать тревоги и потребности и принимать то, что медики легко просматривают из-за их обусловленной рутинной работой односторонности: другую сторону болезни со всеми ее проявлениями в иных жизненных сферах: профессия/ достижение, семья/ контакты и будущее.
Рассеянный склероз – предыдущая | следующая – Нервная анорексия и булимия
Психосоматика и позитивная психотерапия