Базовые принципы и методы психотерапии пограничных личностных расстройств (продолжение)

Психотерапия

С самого начала стало ясно, что М. — пациентка на длительную курацию, и вместе с тем отсутствие в жалобе психологического запроса ставило под сомнение возможность ее удержания в терапии. Многое зависело также от нахождения общего языка, на котором мог бы строиться психотерапевтический альянс. Установка на “здесь и теперь”, ограничивающая рассказы о жизни “там и тогда”, столь привычные для каждого пациента и часто облегчающие создание первоначального доверительного контакта, могла показаться чересчур искусственной и вызвать сопротивление. Оказалось иначе. Уже на второй сессии в процедуре сосредоточения и осознавания своего телесного Я М. обнаружила что-то вроде завесы, блокирующей телесные ощущения. Она попыталась тут же зарисовать возникший зрительный образ, который последовательно трансформировался в “рваную рану”, “рубец”, с которой начался “надлом”, а в памяти образовалась “мертвая зона”. Приближение к ним в воображении тут же спровоцировало явление симптомов, что чрезвычайно обескуражило и шокировало М. Анализ своих переживаний на сессии М. продолжила дома, по собственной инициативе начав вести дневник, и подытожила его в стихотворении, которое и приводится ниже с сохранением авторской орфографии, а также в рисунке под тем же названием.

Где живет тошнота?

1. Я голова, — тихонько говорила,

Чуть позже образ ощутила

На кресле мягком, и тот час

Весь мир потух, как будто бы угас.

Я голова — наполнена туманом,

На уши давит и в глазах темно.

Мне в этом разобраться надо,

Как быстро все произошло.

 

2. Напротив сесть мне предложили,

В желудок как бы превратили.

И сразу захотелось мне

Подняться вверх навстречу голове.

Внутри так много возмущенья:

Бурлит и множится вода,

Не любит верхнего давленья —

Конфликт отсюда и тогда

Выходит залпом та вода.

 

3. Теперь в двух шкурах побывала Я.

Меня трясет и кружится земля.

Вернулась в кресло и опять

Роль головы продолжила играть.

 

4. Глубокий вдох, глаза открыли.

Уже светлеет в этом мире.

Приятней стало, вдох опять,

Тааак, лучше, надо подышать.

 

5. Вниманье стулу уделили.

Желудку кушать предложили.

Платок холодный приложили,

В руках помяв, его и проглотили.

Отлично, гнев его угас,

Все опустилось и кричит сейчас.

И чтобы не было беды,

Дадим еще ему еды.

 

6. Вернемся снова к голове.

Сейчас желудок весь в еде.

Туман исчез, осталась боль.

От глаз — по центру — вниз сейчас.

Гримасы также на лице

Передают страданья все.

 

7. Чуть выше глаз потрем сейчас,

Затылок сзади, вот те раз.

Повсюду появилась кровь.

Вернулась резкость, затихает боль.

 

8. Намного лучше стало голове.

Похоже есть потребности в еде.

Платок к макушке приложили,

Тем самым мы и накормили.

Когда я ехала домой,

Пришлось бороться снова с тошнотой.

Противно, что сейчас со мной,

Урок хороший был такой!

Этот неожиданный и стремительный скачок в динамике процесса открыл терапевту “язык” пациентки — она с легкостью вживалась в телесные ощущения, собственно (и только) этим языком говорило ее Я, а кроме того она умела “обживать” найденные ощущения, передавая их в рисунках, лепке, рукоделии, стихах. Итак, прояснились доступные пациентке пути фокусировки на проблеме — начальном этапе собственно терапевтического процесса. Психотерапевту оставалось только при помощи наводящих вопросов, использования перенесения и конкретных психотерапевтических процедур обнаруживать все новые и новые жизненные и биографические ситуации, провоцирующие соматические симптомы, которые благодаря их обживанию в свою очередь тоньше дифференцировались, детализировались и нюансировались, и таким путем определялась их семантика. Но на этом этапе М. не могла еще войти в непосредственный контакт со своими чувствами; они были чувствами ее органов или ее тела, но не ее Я. Их присвоение началось благодаря методике “Письма к …”, в которых, впервые обращаясь напрямую к матери, отцу, отчиму, дедушке и бабушке, М. смогла, по ее словам, “освободиться от тяжелого бремени, которое меня душит, от которого я вся сжимаюсь и задыхаюсь”. Зачитанные в форме адресного обращения к значимому персонажу на “пустом стуле”, они вызвали мощный катарсический эффект и подготовили переход к диалогической работе с амбивалентными чувствами и частями Я. Ниже приводится выдержка из протокола сессии (беседы записывались на магнитофон).

Т. (терапевт) после “Письма к отцу”: Что сейчас с Вами, М.?

М. Страшно… Кружится голова… Темно…

Т. Страшно приоткрывать и показывать свои чувства?

М. Да! Очень страшно… но носить их в себе еще тяжелее… Они у меня вот уже где! (подносит руку к горлу). Они душат меня… Это как тошнота… Меня рвет и никак не вырвет ими… Я сама себя душу, сама себя мучаю (вдруг улыбка озаряет лицо).

Т. Стало легче?

М. Да! Так много горечи скопилось внутри, перло из меня, а теперь как будто легче и не так страшно… Да, надо выбирать — или носить все в себе, или открываться (раскрывает ладони как створки ракушек).

Г. Да, это так.

М. Я бы хотела немного отдохнуть теперь. Я устала… Но желудок молчит (смеется). Да, теперь-то он уж “наелся”, удовлетворен, кушать не просит!”…

Т. Что происходит с Вашим дыханием, с Вашей позой — плечами, грудью?

М. (смеется). Я открываюсь изнутри… движения такие свободные появляются, раскованность какая-то… (голос падает). Но кисло, все равно кисло во рту, ох как кисло еще!

М. (конец диалога)… Я как будто учусь говорить, высказываться, не держать в себе… Ну, в конце концов я драться, бороться за себя учусь… Я же не боролась… только переживала про себя.. И к Вам, Е.Т., я сейчас швыряю эти камни— ну, так, образно. Всем, кто повесил камень на меня, я теперь швырну — на — те! (сопровождает руками, рубящими движениями всего тела в сторону “стула”).

После этой сессии М. записывает в дневнике: “… было противно бабушкино безумие… Я ненавижу мужчин, себя, беременность, ребенка внутри себя, — и меня фонтаном вырвало. Поняла, что беременна ненавистью”.

Комментарий случая – предыдущая | следующая – Кризисный период терапии

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при личных проблемах