/     /  
Глава 9. Коррекция соматонозогнозий с целью повышения эффективности лечения больных (продолжение)

Глава 9. Коррекция соматонозогнозий с целью повышения эффективности лечения больных (продолжение)

Ослабленным и тревожным больным необходимо по возможности сокращать длительность обследова­ния, заключения диагностического и лечебного характе­ра преподносить более уверенно, с ясными и успокаивающими разъяснениями. Облегчить страдания под­час не менее важно и трудно, чем продлить жизнь больного [Rusk, 1964]. Наряду с методами, формирующими адекватное задачам лечения отношение больного к болезни, сле­дует учитывать и применять методы, отвлекающие его от мыслей о болезни, способные непосредственно улучшать настроение. При этом учитывается присущий больному в преморбиде и в процессе болезни тон настроения [Лебединский М. С., 1977]. По мнению того же автора, очень важно регулярно направлять внимание больного на хотя бы нерезко выраженные признаки действительного улучшения в его состоянии. Эффективно также приведение положительных приме­ров выздоровления с акцентом на активном участии самих больных в лечебном процессе [Либих С. Г., 1969]. Реабилитация, согласно определению ВОЗ (Хрони­ка ВОЗ, 1977, т. 31, № 1), учитывает клинико-биологические, психологические и социальные факторы в процессе саногенеза [Кабанов М. М., 1978]. Реабили­тация должна быть направлена не только на устра­нение проявлений болезни, но также и на выработку у больного качеств, помогающих возможно оптимальному приспособлению его к окружающей среде. Психологи­ческая помощь способствует преодолению барьеров, мешающих реабилитации, нивелирует установку на госпитализм, снимает страхи и устраняет возможность ипохондризации. Следует научить предвидеть дезадап­тацию, искать причины неприспособления больного, изменить отрицательное отношение к сложившейся ситуации [Rusk, 1964]. Врач должен составить представление о возможно­сти реабилитации пациента с точки зрения состояния его психологической и социальной структуры личности. В частности, определить готовность к обучению, степень сохранности профессиональных навыков, уровень культурной информации, образование, профессиональ­ные и другие цели, а также способность реагировать на запросы социальной среды. Одной из основных задач реабилитации является обучение пациента воспринимать заболевания и превратности жизни таким образом, чтобы они не приво­дили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей. Вопросы реаби­литации приобрели особенно важное значение в гериат­рической практике. У этих больных реабилитация вклю­чает медикаментозную терапию, психологическое воз­действие и социальную адаптацию. Ориентировать на новый вид деятельности лиц по­жилого и старого возраста менее целесообразно, ибо возникнут дополнительные психологические трудности, могущие нивелировать успехи терапии. Переориенти­ровка может допускаться в отдельных случаях в смысле замены конкретного труда трудом, требующим обобще­ния известного больному опыта (материала). Таким образом, поэтапные задачи психологического воздействия при реабилитации сводятся к следующим: 1) нормализация (адекватность) понимания здоровья и болезни; 2) достижение «истинного» желания лечить­ся; 3) психотерапевтическое объяснение биологических (медикаментозных и др.) методов лечения; 4) обучение основам адаптации в конкретной среде; 5) поддержива­ющее психотерапевтическое воздействие для полной стабилизации на всех этапах лечебно-восстановитель­ного процесса; 6) подготовка больного к возможности сосуществования с отдельными проявлениями своей болезни. Обеспечить больному сознание своей полно­ценности как члена общества даже при наличии тех или иных болезненных проявлений [Rusk, 1964; Каба­нов М. М., 1978]. Врач должен знать проблемы, стоящие перед боль­ным. Ему необходимо обеспечить и восстановить ощущение достоинства и полезности, устранить пониженную самооценку и повышенную зависимость. Для этого, помимо лечения, следует при возможности управлять взаимоотношениями больного с его родственниками и близкими [Либих С. С., 1969]. Для успеха организации лечения должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмо сфера вокруг больного в его семье, в среде его близких Врач, оказывая помощь заболевшему, одновременно обязан психологически влиять и на его родственником Врачу должны быть известны характер взаимоот­ношений между больным и его родственниками, окру жением, степень зависимости от них. Этими взаимоот­ношениями следует руководить и направлять их в русло, наиболее благоприятствующее выздоровлению, в част­ности чтобы не было ни невнимания (безразличия), ни сверхопеки [Кабанов М. М„ 1978]. Поскольку и борьбе мотивов побеждают те, которые порождают наиболее яркие представления, эмоциональную актуа­лизацию [Рожнов В. Е., 1974], необходимо создавать у больного (в том числе и через посредство родствен­ников) соответствующие представления и перспективы. Они помогут ему адекватно оценить свое положение и наиболее рационально найти выход из сложившейся ситуации. При тяжелом состоянии больного родственники должны быть осведомлены об этом в мягких тонах и предупреждены, чтобы по их реакции удрученности он не догадался о своем положении. В необходимых случаях в отношении поведения окружающих лиц врачу следует проявить твердость, уверенность, кор­ректность и решительность. Необходима осторожность в прогнозировании времени выздоровления, чтобы больные и их родственники подготовились и освоились с создавшимся положением. Важно знать, в какой обстановке окажется больной после выписки. Боль­ной должен вновь, насколько он сможет, жить инте­ресами семьи. Еще в отделении нужно его вовлекать в обсуждение этих вопросов. Семья порой может от­выкнуть от больного, и его возвращение нередко вносит изменения в жизнь семьи. Поскольку время снимает соответствующую эмоциональную напряженность, адаптация к спорадическим семейным и другим труд­ностям происходит постепенно, волнообразно. Важна подготовка больного к правильному пониманию инте­ресов других членов семьи, их чаяний, потребностей, требований к его положению [Либих С. С., 1977]. Как уже отмечалось выше, коррекция соматонозогнозий проводится непрерывно, начиная с первого контакта с больным, и имеет своей целью оптимизацию лечеб­ного процесса.

коррекция самосознания больного - предыдущая | следующая - приемы психологического воздействия

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание

 

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)