Ослабленным и тревожным больным необходимо по возможности сокращать длительность обследования, заключения диагностического и лечебного характера преподносить более уверенно, с ясными и успокаивающими разъяснениями. Облегчить страдания подчас не менее важно и трудно, чем продлить жизнь больного [Rusk, 1964].
Наряду с методами, формирующими адекватное задачам лечения отношение больного к болезни, следует учитывать и применять методы, отвлекающие его от мыслей о болезни, способные непосредственно улучшать настроение. При этом учитывается присущий больному в преморбиде и в процессе болезни тон настроения [Лебединский М. С., 1977]. По мнению того же автора, очень важно регулярно направлять внимание больного на хотя бы нерезко выраженные признаки действительного улучшения в его состоянии. Эффективно также приведение положительных примеров выздоровления с акцентом на активном участии самих больных в лечебном процессе [Либих С. Г., 1969].
Реабилитация, согласно определению ВОЗ (Хроника ВОЗ, 1977, т. 31, № 1), учитывает клинико-биологические, психологические и социальные факторы в процессе саногенеза [Кабанов М. М., 1978]. Реабилитация должна быть направлена не только на устранение проявлений болезни, но также и на выработку у больного качеств, помогающих возможно оптимальному приспособлению его к окружающей среде. Психологическая помощь способствует преодолению барьеров, мешающих реабилитации, нивелирует установку на госпитализм, снимает страхи и устраняет возможность ипохондризации. Следует научить предвидеть дезадаптацию, искать причины неприспособления больного, изменить отрицательное отношение к сложившейся ситуации [Rusk, 1964].
Врач должен составить представление о возможности реабилитации пациента с точки зрения состояния его психологической и социальной структуры личности. В частности, определить готовность к обучению, степень сохранности профессиональных навыков, уровень культурной информации, образование, профессиональные и другие цели, а также способность реагировать на запросы социальной среды.
Одной из основных задач реабилитации является обучение пациента воспринимать заболевания и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей. Вопросы реабилитации приобрели особенно важное значение в гериатрической практике. У этих больных реабилитация включает медикаментозную терапию, психологическое воздействие и социальную адаптацию.
Ориентировать на новый вид деятельности лиц пожилого и старого возраста менее целесообразно, ибо возникнут дополнительные психологические трудности, могущие нивелировать успехи терапии. Переориентировка может допускаться в отдельных случаях в смысле замены конкретного труда трудом, требующим обобщения известного больному опыта (материала).
Таким образом, поэтапные задачи психологического воздействия при реабилитации сводятся к следующим: 1) нормализация (адекватность) понимания здоровья и болезни; 2) достижение «истинного» желания лечиться; 3) психотерапевтическое объяснение биологических (медикаментозных и др.) методов лечения; 4) обучение основам адаптации в конкретной среде; 5) поддерживающее психотерапевтическое воздействие для полной стабилизации на всех этапах лечебно-восстановительного процесса; 6) подготовка больного к возможности сосуществования с отдельными проявлениями своей болезни. Обеспечить больному сознание своей полноценности как члена общества даже при наличии тех или иных болезненных проявлений [Rusk, 1964; Кабанов М. М., 1978].
Врач должен знать проблемы, стоящие перед больным. Ему необходимо обеспечить и восстановить ощущение достоинства и полезности, устранить пониженную самооценку и повышенную зависимость. Для этого, помимо лечения, следует при возможности управлять взаимоотношениями больного с его родственниками и близкими [Либих С. С., 1969].
Для успеха организации лечения должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмо сфера вокруг больного в его семье, в среде его близких Врач, оказывая помощь заболевшему, одновременно обязан психологически влиять и на его родственником
Врачу должны быть известны характер взаимоотношений между больным и его родственниками, окру жением, степень зависимости от них. Этими взаимоотношениями следует руководить и направлять их в русло, наиболее благоприятствующее выздоровлению, в частности чтобы не было ни невнимания (безразличия), ни сверхопеки [Кабанов М. М„ 1978]. Поскольку
и
борьбе мотивов побеждают те, которые порождают наиболее яркие представления, эмоциональную актуализацию [Рожнов В. Е., 1974], необходимо создавать у больного (в том числе и через посредство родственников) соответствующие представления и перспективы. Они помогут ему адекватно оценить свое положение и наиболее рационально найти выход из сложившейся ситуации.
При тяжелом состоянии больного родственники должны быть осведомлены об этом в мягких тонах и предупреждены, чтобы по их реакции удрученности он не догадался о своем положении. В необходимых случаях в отношении поведения окружающих лиц врачу следует проявить твердость, уверенность, корректность и решительность. Необходима осторожность в прогнозировании времени выздоровления, чтобы больные и их родственники подготовились и освоились с создавшимся положением. Важно знать, в какой обстановке окажется больной после выписки. Больной должен вновь, насколько он сможет, жить интересами семьи. Еще в отделении нужно его вовлекать в обсуждение этих вопросов. Семья порой может отвыкнуть от больного, и его возвращение нередко вносит изменения в жизнь семьи. Поскольку время снимает соответствующую эмоциональную напряженность, адаптация к спорадическим семейным и другим трудностям происходит постепенно, волнообразно. Важна подготовка больного к правильному пониманию интересов других членов семьи, их чаяний, потребностей, требований к его положению [Либих С. С., 1977]. Как уже отмечалось выше, коррекция соматонозогнозий проводится непрерывно, начиная с первого контакта с больным, и имеет своей целью оптимизацию лечебного процесса.
коррекция самосознания больного - предыдущая | следующая - приемы психологического воздействия
Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание