тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Часть 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РДА

Часть 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ  ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

 

Глава 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С РАННИМДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с ранним детским аутизмом в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, проявляющихся в особенностях их аффективной дезадаптации, в дефиците потребности в общении, в недоразвитии регуляторных функций и в своеобразных нарушениях познавательной деятельности и речи. Эти особенности необходимо учитывать в процессе психолого-педагогической помощи детям с аутизмом как одного из важнейших звеньев системы их реабилитации.

Существует широкое и узкое понимание психологической помощи детям с аутизмом. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений [Мамайчук, 2001].

В настоящее время вопросы своевременной психологической помощи детям и подросткам с нарушениями В развитии разработаны недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и педагогами без учета клинической формы раннего детского аутизма, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

Отсутствие четко разработанных дифференцированных психокоррекционных методов, неадекватный подбор психотехнических приемов может не только отрицательно сказываться на качестве психического развития ребенка, но и создавать существенные трудности в работе педагогов и родителей с ребенком. Многолетний опыт нашей работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

По своему характеру психологическая помощь может осуществляться в различных формах: рекомендательных, диагностических, а также в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях. Рекомендательные формы включают в себя:

• рекомендации, направленные на дальнейшее воспитание и обучение ребенка (например, такие как определение ребенка в коррекционные школы, специальные сады, направления на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога- консультанта другого профиля и т. д.);

• рекомендации методов воспитания, обучения ребенка;

• рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

Диагностические формы представлены следующими мероприятиями:

• определение готовности ребенка к школьному обучению;

• выявление причин трудностей в обучении;

• психологическая или нейропсихологическая диагностика развития гностических процессов;

• диагностика эмоционального состояния ребенка, степени тяжести его аффективной патологии.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве ребенка с ранним детским аутизмом во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики.

Более того, многие клиницисты и педагоги пытаются решить этот вопрос без помощи психолога. Однако это не всегда оправданно: во-первых, как правило, объектом помощи является, прежде всего, родитель, который может остро переживать перевод или устройство ребенка во вспомогательную школу и активно сопротивляться этому; во- вторых, определение степени и структуры интеллектуального дефекта основано на психологических знаниях развития ребенка и обязательно требует психологических методов диагностики существующих нарушений. В действительности психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают только психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники. В связи с этим в свое время было описано несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии [Семья в психологической консультации, 1989].

Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. Сам процесс диагностики аутичных детей является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.

Литература к 2 части– предыдущая  | следующая –  Модели помощи детям с РДА

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым