canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Модели помощи детям с РДА. Варианты моделей помощи детям с РДА

Модели помощи детям с РДА

Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощь может состоять, например, в знакомстве родителей детей с аутизмом друг с другом или с имеющимися в городе социальными службами, родительскими ассоциациями, семейными клубами и пр.

Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с аутизмом, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка. И наконец, психологическая модель помощи, опирающаяся на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, то есть оказание всесторонней психологической помощи.

Учитывая сложность дефекта у детей с аутизмом, мы рассматриваем необходимую в данном случае психологическую помощь как сложную систему психолого- реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка в социуме, развитие интеллектуальных и речевых функций, которые соответствуют психофизическим возможностям ребенка.

Важное значение имеет решение частных задач: устранение у ребенка вторичных личностных реакций на имеющийся неадекватный стиль семейного воспитания, устранение неадекватного отношения окружающих к ребенку, госпитализма и пр.

Психологическая помощь детям и подросткам с аутизмом отличается от психологической помощи детям и подросткам с другими нарушениями в психическом развитии — как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса работы с ребенком. Она предполагает учет следующих факторов:

1) сложная, искаженная структура эмоционального и интеллектуального дефекта у детей с РДА;

2) многообразие аутистических расстройств, которые представлены следующими клиническими группами:

• детский аутизм Каннера, при котором наблюдается врожденная или рано приобретенная недостаточность коммуникативности;

• органический аутизм, характеризующийся недостаточным, рано проявляющимся нарушением коммуникативности;

• шизофренический аутизм, при котором нарушение коммуникативности связано с прогродиентным психотическим процессом;

• шизоидная психопатия, которой свойственна недостаточность и спе-. цифика общения;

3) наличие определенной нозологической структуры, обладающей качественными особенностями в каждом конкретном случае (аутизм в чистом виде практически не встречается), что определяет различные задачи психологической помощи;

4) сложное сочетание в картине психического состояния детей с аутизмом биологических и социальных факторов развития;

5) особенности социальной ситуации развития в связи с выраженностью аффективной дезадаптации, особенностями межличностного общения ребенка в семье и в

социуме.

Ниже на схеме представлены основные блоки психологической помощи детям и подросткам с ранним детским аутизмом.

Блоки этой системы взаимосвязаны между собой, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность. Особое место в системе психологической помощи занимает психологическое сопровождение, которое является вторичным звеном в системе психологической помощи и в значительной степени определяется эффективностью психологической диагностики и коррекции.

Сложность и своеобразие психики детей, страдающих ранним детским аутизмом, требует тщательного методологического подхода к организации процесса психологической помощи. Разработка ее принципов как основополагающих, отправных идей является чрезвычайно важным этапом в создании реабилитационных программ [Мамайчук, 2001].

Мы выделили четыре базовых принципа психологической помощи детям и подросткам с аутизмом: принцип личностного подхода, каузальный принцип, принципы комплексного и деятельностного подходов. Прежде всего, в процессе психологической помощи необходимо учитывать не отдельные нарушенные функции, например уровень интеллекта или степень тяжести аффективной патологии ребенка, а личность ребенка в целом, со всеми ее индивидуальными особенностями. Тем самым будет реализован принцип личностного подхода к ребенку.

Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт К. Роджерс выделил три основных направления реализации этого принципа: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения [Rogers, 1951]. Психолог должен воспринимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, уважать и признавать за ними право свободного выбора, право самоопределения, право жить собственной жизнью.

Второй важнейший принцип — каузальный. Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях нарушений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Например, низкий коммуникативный потенциал у ребенка еще не является проявлением аутизма. Он может быть как индивидуально-типологической характеристикой ребенка, так и психогенной реакцией на неблагоприятную ситуацию и пр. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта должны определять задачи и цели психологической помощи детям с ранним детским аутизмом. Реализация каузального принципа в процессе психологической помощи способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии больного ребёнка.

Часть 3. психологическая помощь детям с РДА – предыдущая  | следующая –  Принцип комплексного подхода

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика