/     /  
VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства (психологические функции)

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства (психологические функции)

Художественная литература, театр, кино—важнейшие сред­ства самопознания, мировоззренческого и нравственного само­определения личности. Но все-таки самое «юношеское» искусст­во — музыка. Характерно, что опрошенные Л. Н. Жилиной и И. Т. Фроловой московские старшеклассники, перечисляя вещи, которые они хотели бы приобрести и которые многим из них представляются необходимыми, на первое место поставили маг­нитофон, на второе — гитару или электрогитару; если добавить к этому другие музыкальные инструменты и транзисторы, то получится, что «музыкальные» предметы составляют почти две трети всех юношеских «вещных» желаний. Да и фактически ком­пании подростков, «вооруженные» транзисторами, магнитофона­ми или гитарами (которые часто используются, увы, как удар­ный инструмент), давно уже стали серьезной социальной проб­лемой. Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет под­ростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в сло­вах, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка. В отличие от чтения, которое требует уединения и сосредо­точения в себе, восприятие музыки может быть как индивиду­альным, так и групповым и, создавая общее настроение, слу­жит важным средством межличностной коммуникации. В сочетанми с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения. В наибольшей степени это относится к самой спорной с точки зрения эстетики и в то же время самой популярной среди молодежи поп- или бит-музыке. Попытки отмахнуться от нее, объясняя популяр­ность бита только эстетической незрелостью молодежи, равно как и механическое противопоставление бита классике, не вы­держивают серьезной критики. Интересны выводы, к которым пришла группа венгерских исследователей во главе с И. Витани. Так же как поп-арт ста­рается выделить эстетическое из простых предметов повседнев­ного быта, бит хочет создать искусство путем интенсификации простых музыкальных стереотипов. Исполняемая бит-группами и вокально-инструментальными ансамблями музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, во­все не проста и для неподготовленного слушателя трудно вос­производима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными и создают у слушателя иллюзию, будто это он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Простота, стерео­типность многих текстов также напоминает фольклорную. Это облегчает распространение такой музыки. Другая особенность бита — чудовищная, всеподавляющая си­ла звука. Усиление звука и в классической музыке — одно из средств достичь эмоционального напряжения. Современные электроусилители приводят к тому, что бит-музыка воспринимается уже не только ухом, но все тело выступает в качестве резонатора. С одной стороны, это концентрирует в музыке эмоциональ­ные силы индивида, с другой — звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, так что переживания их становятся общими, отрезают от внешнего мира и внушают чув­ство взаимосвязанности и сопричастности. Психологические функции бит-музыки так же разнообразны, как и она сама. Одним она дает разрядку эмоционального на­пряжения, другим — чувство внутреннего освобождения, отклю­чения от прозы будней, третьим — ощущение слияния с группой. Нельзя забывать и о престижной функции бита как важнейшего символа юношеской субкультуры. Вопрос компетентности в со­временной популярной музыке для подростков и юношей чрез­вычайно важен. Хорошее знание современных ансамблей, пев­цов и их репертуара, обладание модными записями и т. и. стало одним из средств завоевания престижа у сверстников, а отсут­ствие таких знаний воспринимается как отсталость. Учитывая известную конформность юношеских групп, эта «мода» спо­собствует нивелированию художественных вкусов, часто на до­вольно низком уровне. Все это сталкивает воспитателя с целым рядом проблем, причем не только эстетических, что хорошо по­казано в таких фильмах, как «Не болит голова у дятла» и «Ро­зыгрыш». Понять психологические функции юношеской музыки не зна­чит обязательно принять ее. В молодежных увлечениях много наносного, безвкусного. Се­рые, пустые тексты не становятся лучше от того, что их испол­няют только в сопровождении музыки. Злоупотребление электро­инструментами причиняет серьезное беспокойство окружающим людям. Кроме того, привычка к звуковым перегрузкам отрица­тельно влияет на слух и нервную систему. И совсем уж никуда не годится, если «эмоциональное раскрепощение» выливается в разнузданные акты вандализма, что не раз случалось на Запа­де. Нельзя закрывать глаза и на то, что распространение магни­тофонных записей, переписанных с зарубежных дисков, подчас открывает дверь чуждым идеологическим влияниям. Но здесь, как и с другими молодежными модами, запреты и ограничения не могут заменить главного — систематического воспитания у молодежи высокого эстетического вкуса. Разные поколения молодежи увлекаются разной музыкой. У одних это танцевальные мелодии, у других — джаз, у треть­их— «барды», у четвертых — вокально-инструментальные ан­самбли. Учитель не может разделять все эти увлечения, но он может и должен учитывать их. Музыкальные клубы, дискотеки (журнал «Клуб и художественная самодеятельность» не только систематически обсуждает проблемы легкой музыки, но и изда­ет в качестве приложения наиболее интересные новые диски), обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на популяр­ных инструментах — все это снимает с молодежной музыки оре­ол запретности и одновременно повышает общий уровень музы­кальной культуры старшеклассников. Задачи эстетического воспитания не сводятся к тому, чтобы вводить в определенные рамки спонтанные потребности юно­шей и девушек. Оно — органическая часть воспитания всесто­ронне развитой личности.

виды искусства - предыдущая

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)