/     /  
Психологическая защита

Психологическая защита

При установлении соматонозогнозии принимаются во внимание прежде всего поведение, деятельность, а потом слова. Врачу необходимо составить четкое представление о том, совпадают ли мотивации (надежды) больного с целью обследования и лечения.

Изучаются привычные для больного способы адаптации, реагирования и приспособления. Активные типы реагирования и приспособления — попытка изменить ситуацию; пассивные — когда больной сам подчиняется ситуации, промежуточные — когда пытаются изменить и ситуацию, и свою позицию. Следует выделить также реакции отказа (временного или окончательного) от выполнения своих целей. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать о чувстве безнадежности, отчаяния, хотя клинически это может не проявляться достаточно четко.

В течение жизни стили адаптации могут меняться.

В связи с этим представляет интерес для врача тенден ция перемены стиля адаптации во время болезни. Так, например, люди решительные, ригидные, педантичные, с повышенным чувством долга, не умеющие расслабляться, в том числе и при заболевании, нередко переоценивая его, реагируют тяжело.

Заключение о таких основных характерологических особенностях больного как общительность, замкнутость, открытость, активность, безразличие и др. врач делает на основании анализа того, как он себя оценивает, каковы его суждения и отношение к окружающим.

На оценку своего заболевания не могут не оказывать влияния возрастные особенности.

Весьма важно для врача правильно оценить степень интенсивность стресса в начальной стадии болезни, степень и устойчивость адаптации в стадии разгара, а также отношение больного к мерам реабилитации.

В структуре реакции на болезнь одним из наиболее важных компонентов является психологическая защита. Это механизм приспособления, запускаемый сознанием при столкновении с патогенной ситуацией. Психологическая защита может быть столь же полезной (противостояние болезни), сколь и вредной (попустительство болезни). Она заключается в перестройке как осознаваемых, так и неосознаваемых психологических установок личности, в изменении субъективной иерархии ценностей, т. е. в сдвигах, которые лишают значимости и тем самым обезвреживают то, что стало психологически травмирующим [Бассин Ф В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., 1975].

Способность к «защитной» психологической деятельности выражена у разных людей в различной степени. У хорошо «психологически защищенных» быстро возникают новые установки при встрече с «препятствием» в своей жизнедеятельности. «Плохо психологически защищенные» оказываются неспособными развить эту защитную активность даже в более серьезных случаях, когда приспособительные изменения установок обусловлены необходимостью предотвращения грозной клинической перспективы [Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., 1975].

При помощи механизмов психологической защиты больной в своих суждениях многие факты, противоречащие его установкам, позиции, нередко игнорирует, «забывает», «вытесняет» из сознания, преуменьшает их важность и значимость. С другой стороны, если его не понимают и переживания не находят отклика, происходит невольное усиление болезненных ощущений, т. е. неосознанно формируется отрицательная психологическая защита, признанная доказать окружающим свое болезненное состояние («бегство в болезнь»).

Успех врача в изучении соматонозогнозий достигается умением завоевать максимальное доверие больного, полноценно собрать анамнез и провести обследование. От искусства психологически правильно подойти к больному зависит получение наиболее нужных и полных сведений, которые часто определяют успех
обследования и лечения.

В беседе с больным от врача требуются высокая профессиональная и речевая культура, тонкая наблюдательность, самообладание и такт. Это диалог с больным и его окружением. Нужен профессиональный и нравственный опыт. Разговаривая с больным, врач должен уметь улавливать малейшие оттенки его переживаний, проявлять душевность, мягкость и доброту, а где это необходимо, твердость и требовательность. Пациент при такой беседе чувствует доброжелательную заинтересованность, даже любовь к страдающему человеку, он понимает, что его рассказ интересен и увлекает, выслушивание его — не просто служебная обязанность. Не следует врачу скрывать свои чувства, он должен сопереживать, порой сердиться и смеяться вместе с больным. Очень важно выслушать, не прерывая вопросами рассказ больного, но направляя его в нужное русло. Чуткость, внимательность, подлинная интеллигентность, спокойная беседа, неторопливое обследование создают уверенность, что врач поможет в выздоровлении. С особой деликатностью следует вести расспрос, касающийся психотравмирующих ситуаций (личного, интимного плана, прежде всего у молодых людей).

Беседа с больным должна быть ясной, доверительной, четкой, щадящей, не содержащей элементов ятрогении. Очень важно правильно формулировать вопросы. Беседы и обследования, как правило, не должны проводиться в присутствии родственников или других лиц. Для понимания личностно-преморбидных особенностей больного следует оценить его высшую нервную деятельность (силу, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов). Силу возбудительного процесса характеризуют работоспособность, настой­чивость, выносливость к тяжелым переживаниям. О тормозном процессе судят по умению ждать, сдержанности в выражении чувств и эмоций, способ­ности обдуманно реализовать замысел. Критерии уравновешенности: сохранение адекватности поведения в неожиданной, сложной и устрашающей обстановке; поддержание эмоционального равновесия при жизнен­ных трудностях; устойчивый, ровный фон настроения. Подвижность основных нервных процессов проявляется в быстром привыкании к новой обстановке (новому жизненному стереотипу), в быстроте моторики, рече­вой артикуляции, засыпания и пробуждения.

Целесообразно определить по преобладанию сиг­нальных систем принадлежность больного к художественному, среднему или мыслительному типу. Разуме­ется, правильная оценка высшей нервной деятельности больного возможна при наличии у врача соответ­ствующей подготовки и определенного времени.

Если выявляются признаки личностных аномалий типа психопатии или психопатоподобных состояний, то прибегают к консультации психиатра. Доминирую­щая направленность интересов и мотивация поведения выявляются анализом характера трудовой деятель­ности и использования свободного времени.

Таким образом, психологическая оценка данных анамнеза жизни и болезни, а также жалоб позволяет получить сведения о преморбидных особенностях лич­ности, о широте /степени осведомленности относитель­но заболевания, лечения и прогноза, о том, как больной относился к заболеваниям в прошлом, всякий ли раз и как быстро обращался за медицинской помощью, ка­кие типы реакций на заболевания для него были наиболее характерны /активное стремление поправить­ся, подавленность, безразличие, паника и др.); менялись ли взгляды, интересы, потребности в связи с перенесен­ными в прошлом заболеваниями; об отношении к от­дельным симптомам и заболеванию в целом в настоящее нремя, а также к обследованию и лечению (вера, недоверчивость, надежда, ироничность и др.)

Отношение больного к болезни – предыдущая | следующая – Психологические особенности больного

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)