тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

III. Система психологии, ее рабочие области

Возник ряд психологических типологий.

Психические процессы при соматических или психических дефектах и заболеваниях стали предметом дефектологической психологии (психология заики, олигофрена, слепого, инвалида с физическими дефек­тами и т. под.), или патопсихология.

Область психических отклонений в отличие от нормальной психиче­ской жизни изучает психопатология.

Разумеется, что с новыми областями социальной деятельности и с новыми явлениями будут возникать все новые и новые ответвления психологии – в настоящее время уже возникла, например, обширная об­ласть космической психологии и психологии космонавта с рядом отдельных проблем.

Например, психическая способность и психическое состояние Попо­вича и Николаева (1978) оценивались при помощи психологических те­стов в течение полета. Хотя они и не были приведены конкретно, в ана­лизе говорится, что оба космонавта совершали незначительные ошибки, которых на Земле не производили. Психически можно установить легкое эмоциональное возбуждение и небольшое утомление, в то время как сон не был нарушен и на ЭЭГ не отмечалось существенных изменений.

Другая ситуация наблюдалась у космонавтов Романенко и Гречко после их рекордного 96-дневного орбитального полета и после призе­мления. Несмотря на то, что программа полета предусматривала «боль­шие дозы физических упражнений и нагрузочные тесты организма на движущейся дорожке и велоэргометре, так же как использование специ­ального нагрузочного костюма пингвин и вакуумной одежды чибис, ко­торый мог координировать кровообращение и способствовать тому, чтобы кровь в организме распределялась так же, как на Земле, все же влияние длительного состояния невесомости способствовало тому, что после их возвращения, как сказал их врач Роберт Дьяков, оба космонав­та «все еще находятся там , в «Салюте», и не только физически, но и психически. Организм, привыкший к состоянию невесомости, теперь протестует, каждый шаг дается с большим трудом. Даже повернуть руч­ку радиоприемника представляет собой напряжение» (20. 3. 1978).

В состоянии невесомости появляются и другие затруднения. Челове­ческое сердце привыкло преодолевать гравитацию, но в состоянии неве­сомости в этом нет необходимости, и таким образом наступает перепол­нение кровью головы и грудной клетки. Космонавт при этом испытыва­ет чувство «переполненной головы». Объективно можно наблюдать уме­ренный отек лица; нижние конечности, наоборот, как будто худеют, на них можно видеть каждую кость, каждую мышцу.

Состояние невесомости вызывает также повышенную чувствитель­ность органов чувств. Сообщения первых космонавтов о том, что они могли невооруженным глазом видеть некоторые детали на поверхности Земли, казались неправдоподобными но в настоящее время точно уста­новлено, что это действительно так, что пребывание в космосе обостря­ет зрение и слух и восприятие вообще, и эта повышенная чувствитель­ность длится еще в течение некоторого времени после возвращения на Землю. Космонавт чувствует все органы в своем теле, постель его давит и т. д. (25. 3. 1978).

Все области психологии имеют большое практическое значение. Ед­ва ли в настоящее время можно строго различать основные психологи­ческие исследования и прикладные в старом смысле слова. Также и все области прикладной психологии должны опираться на научно-исследо- вательскую работу. Ситуация такова, что для практики имеют значение как чисто теоретические области, так и теоретические исследования при­кладной психологии.

Если, например, психология исследует, что происходит с психиче­ской жизнью человека при сенсорной и социальной депривации (когда он бывает лишен всех чувственных раздражителей и социальных контак­тов), то такие исследования имеют основное значение для общей теории психологии, но одновременно, например, и для космонавтики – для пси­хологии человека, находящегося в полной изоляции в пространстве. Они имеют значение также для медицинской профилактики, указывая на фак­торы, которые могут вести к расстройству психической деятельности. Аналогичная картина наблюдается и в других областях психологии.

Но так же, как и в медицине, так и в психологии нельзя овладеть всеми областями. Современные психологи совместно исследуют основ­ные дисциплины и общую психологию и методологию, а также и свою дисциплину (например, медицинскую психологию), а затем специализи­руются.