Яндекс.Метрика

III. Система психологии, ее рабочие области

Очень трудно включить всю область психологических наук в комплекс­ную научную систему, которая могла бы быть однозначно принята, так как разделение всей области психологических исследований обусловли­вается различными точками зрения.

Для большей наглядности приведем хотя бы два эксперимента со­ветского автора К. К. Платонова (1972 г.) и словацкого автора И. Кошчо (1975 г.).

Платонов в своей попытке создания системы психологии различает:

А. Теоретическую психологию (история психологии, философия психологии, методология психоло­гии) ;

Б. Ответвления психологии: психология развития (зоопсихология, психологическая генетика, психо­логия ребенка, психология преклонного возраста, психология нормаль­ного развития, психология олигофрении и т. д.); педагогическая психо­логия (психология обучения, воспитания и т. д.); медицинская психология (патопсихология, нейропсихология, фармако- психология, клиническая психология, психопедия и т. д.); психология труда (инженерная психология, психологическая трудовая экспертиза и т. д.); психология спорта (авиационная психология, космическая психология, военная психология и т. д.); юридическая психология (психология права, психология преступности, судебная психология, исправительно-трудовая психология и т. д.); психология социальная, общественная (палеопсихология, психология истории, психология религии, психология искусства и т. д.).

Гораздо более сложной представляется попытка Кошчо создать си­стему психологических наук, которую мы приводим в конце данной гла­вы для того, чтобы иллюстрировать не только огромный диапазон психологических дисциплин, но чтобы одновременно иллюстрировать и тот факт, что даже настолько богато расчлененная попытка создания системы психологических наук является недостаточной, чтобы охватить все области психологии. Это вытекает из нашего определения психоло­гии, которое вынуждено было охватить не только изучение закономер­ностей психической жизни, но также и поведение, реакции и творчество. Но в таком случае, если принимать во внимание течение развития пси­хической жизни, речь идет о психологии развития. Если принимать во внимание закономерности психической жизни живых организмов (пове­дение), исключая человека, то речь идет о зоопсихологии (психологии животных).

Если изучаем психическую жизнь индивида – то создаем индиви­дуальную психологию. Если изучают человека с молодых лет до старости по отдельным этапам, то психология разделится на педопсихо- логию (психологию ребенка), психологию юношества, психоло­гию взрослых, психологию старости (всегда в этих случаях речь идет об общей психологии того или иного периода).

Если сравнивать психологию нижестоящих организмов, например, антропоидных обезьян, с психологией человека, возникает сравни­тельная психология. Если изучать различия в психической жизни (например, между мальчиками и девочками), то речь идет о дифферен­циальной психологии.

Если изучаем закономерности общественных психических явлений, то речь идет о социальной психологии.

Психология личности занимается проблематикой личности (на­пример, вопросами структуры, динамики и развития, темперамента и характера, типа и т. п.).

Существует психология отдельных областей общественной практи­ки: психология труда (экономическая), психология здравоохранения, психология педагогическая, судебная, военная, психология физического воспитания, психология транспорта (водительские права – профилакти­ка травм) и т. д.

Существует очень детальная психология отдельных видов работы, профессий: психология рабочего, крестьянина, телефониста, учителя, артиста и т. д.

Психология походки, мимики, жестикуляции и т. п.

Психология деятельности и творчества: психология стрельбы, пси­хология письма, рисования, художественного стиля, ораторского вы­ступления и т. д.