/     /  
Психическая вентиля­ция

Психическая вентиля­ция

Следует упомянуть также о возможности действия «переноса эстетического стереотипа». Красивые люди скорее вызывают симпатию и доверие, некрасивые – скорее антипатию и неуверенность. Этот эле­мент традиционно появляется уже в сказках в фигурах безобразной кол­дуньи и прекрасного принца. Представление о красоте связывается с хо­рошими качествами, безобразие – со злом. Несмотря на то, что это пред­положение необосновано, оно подсознательно оказывает довольно силь­ное действие: внешне симпатичный больной вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем больной, возбуждающий своим внешним видом антипатию. И на­оборот, врач, действующий эстетически положительно, вызывает боль­ше доверия.

При установлении контакта с больным имеет значение первое впечатление, составленное больным о враче. При этом оказывает влияние общая атмосфера медицинского учреждения и поведение всех его работников: швейцара, вспомогательного персонала, административных работников, сестры при приеме и при записи больного. При первом кон­такте с врачом у больного должно создаться впечатление, что врач хочет ему помочь. Врач обязан, несмотря на то, что он торопится и занят су­щественной стороной своей работы, владеть собой до такой степени, чтобы были соблюдены все обычные нормы общественного контакта. Это значит что он должен лично представиться больному, если он не знаком с ним, и подать ему руку. Такое поведение успокаивает больного, дает ему ощущение безопасности и усиливает сознание собственного достоинства. Значение первого впечатления в развитии отношении между врачом и больным подчеркивает ряд авторов.

Эмпатия – это свойство, имеющее значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения. Это способность к совпа­дению с больным, проникновению через его поверхностные проявления, передачи его чувств, потребностей и интересов. («Я знаю, как ты себя чувствуешь».) Эмпатию следует отличать от симпатии, т. е. положитель­ного эмоционального отношения. Эмпатия в сущности процесс эмоцио­нально нейтральный, ее можно применять с социальной пользой (по­мочь больному), но и вредно, как свидетельствуют манипуляции безот­ветственных рекламы и пропаганды, махинации брачных аферистов и прочих мошенников и т. п.

Эмпатию комплексно разработал Янотка (1974).

Одной из предпосылок для развития положительного отношения является предоставление больному «психической вентиляции», т. е. воз­можности свободного, не прерываемого рассказа о его переживаниях, проблемах, жалобах, заботах и опасениях. И даже если врач имеет ограниченное время для этого, он не должен показать, что очень занят. Врач должен своей личностью «резонировать на высказывания больного». Если больному не будет в необходимой мере предоставлена возможность психической вентиляции, больной часто жалуется, что врач его «вообще не выслушал», а иногда уходит от него с ощущением, что не был обсле­дован по всем правилам, хотя в действительности с соматической сторо­ны им было сделано все необходимое. Со стороны больного при этом про­является недовольство тем, что им пренебрегают как личностью. Говор­ливый больной (по терминологии Юнга, экстравертныи тип) легче доби­вается психической вентиляции; более того, он может заинтересовать врача своим занимательным рассказом. Но фактически большую необ­ходимость в психической вентиляции испытывает скрытный, интровертный тип, который в результате несмелости, стыда или преувеличенной скромности скрывает свои проблемы, жалобы, а иногда и симптомы заболевания. В результате этого может случиться так, что врач обследует и лечит на основе поверхностных информации. В практике, однако, весь­ма нелегко согласовать требование минимальной психической вентиля­ции больного с временем врача.

Основным компонентом отношения больного к врачу является до­верие. Но приобретение доверия не вытекает только из психологической стороны отношений врача и больного, а имеет также и более широкую, общественную сторону. Врач может приобрести доверие больного и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетво­рит его необоснованое требование об установлении или рекомендации нетрудоспособности. Он может этим способствовать тому, что больные такого типа будут обращаться именно к нему и «доверие» к нему возрас­тет. Развитие таких отношений обычно вытекает из взаимного удовле­творения интересов с одной стороны врача, с другой стороны – боль­ных, которые могут оказать врачу какую-нибудь услугу, например, ис­пользовать свою профессию (ремонтные рабочие, ремесленники, работ­ники торговой сети и т. п.). Если подобных случаев становится слишком много, то от этого страдает действенное и фактически необходимое об­следование и лечение всех больных, которое должно проводиться в зави­симости от их заболевания, а не общественного положения или возмож­ностей.

Иное положение наблюдается в странах, где взаимоотношения вра­ча и больного имеют открытый характер купли – продажи (market trans­action). Правила таких взаимоотношений заранее известны, они публи­кованы в прейскурантах медицинских манипуляций и закреплены в письменном или устном контракте, которые заключают врач и боль­ной на время предоставления лечебной помощи. Психотерапевты в этих условиях открыто говорят о значении больших и регулярно выплачива­емых гонораров для успешного лечения неврозов.

Взаимоотношения между врачом и больным – предыдущая | следующая – Медицинская сестра

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)