/     /  
Взаимоотношения между врачом и больным

Взаимоотношения между врачом и больным

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, и если его манера поведения – быстрая, настойчивая и решительная, со­провождающаяся человеческим участием и деликатностью. Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни больного и усиливать в себе этим самым чувство ответственности. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть раз­личные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой или даже личным оскорблением со стороны больного, если его состояние не улучшается. Нелегко соединить в работе врача в правильной и действенной мере необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизм с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда уместнее проявить чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным». Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. Медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, во-первых, наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного), и, во-вторых, косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узна­ет от своих коллег. Сам он также может помочь своим коллегам направить их поведение. Имеются факты, когда люди с неуравновешенными неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим как путем собственных усилии, так и при помощи других. Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой меры интеллигентности, которая для медицинского работника должна быть само собой разумеющейся.

Молодой медицинский работник, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификациеи находится при поиске доверия больных в определенном невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту приити на помошь и скромностью.

Несмотря на то, что развитие положительных взаимоотношений врача к больному могут осложнять также и некоторые неблагоприятные черты темперамента врача (невыдержанные проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность), в действительности главной основой этих отношений являются свойства характера личности врача. В общем можно сказать, что больной теряет доверие, а медицинскии ра­ботник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют «плохой человек». Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, замечает, как он берет в свое пользование что-нибудь из казенного инвентаря или пищу, предназначенную для больных, наблюдает в нем проявления тщеславия, недоступности крити­ке, болтливости, злорадства. Тщеславность проявляется например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большое признание и восхищение. Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей.

3. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным

Некоторые предпосылки для создания определенных взаимоотношений между врачом и больным действуют еще перед тем, как они вступят в непосредственный контакт. Следует принимать во внимание, что боль­ной, приходящий к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач о больном. Имеет значение также репутация здравоохранения вообще и медицинского учреждения куда приходит больной, в частности. Напряженность, недовольство и гнев больного, который был вынужден до­бираться к врачу неудобным транспортом и долго ждать в приемной, пока придет его очередь, нередко служит механизмом генерализации аф­фекта, который неадекватно проявился при встрече с медицинской се­строй или с врачом, не имеющих понятия о причинах этого аффекта и необоснованно объясняющих его враждебным отношением к ним.

Теоретические основы в области взаимоотношений между врачом и больным разработал 3. Фрейд в своей концепции «трансфера» («пере­носа»). По этой концепции врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значительную личность из его детства, на­пример, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения когда-то преобладали при контакте больного с отцом, в актуальном отношении к врачу тенденция или отрицательная (враждебная), или поло­жительная (чувство любви, доверия). В противоположном направлении действует «антитрансфер» («противоперенос»). В настоящее время это первоначальное понимание 3. Фрейда считается слишком узким и ис­кусственно созданным, но отчасти рациональным, указывающим на воз­можность того, что больному некоторые элементы нашего поведения, внешнего вида или репутации могут напоминать что-то положительное или отрицательное из его прошлой жизни, и в первую очередь – опыт с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное значе­ние. Кроме родителей, это могут быть бабушка и дедушка, дяди и тети, братья и сестры, учителя, близкие друзья. И не только при взаимоотно­шениях медицинского персонала и больного, но и при каждом новом развивающемся контакте между людьми имеет смысл подумать о том, почему кто-то, кого мы, по всей вероятности, видим впервые в жизни, вызывает в нас довольно отчетливые чувства симпатии или антипатии, кого из нашего прошлого чем-то они напоминают. Если мы будем иметь в виду такой «груз прошлого», это может нам помочь более реально по­нять и справить с ситуациями, связанными с отношениями к другим лю­дям.

Доверие – предыдущая | следующая – Психическая вентиля­ция

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)