/     /  
Психическая депривация

Психическая депривация

О решающем влиянии среды говорят и некоторые необратимые случаи психической депривации (139), которую Матейчек и Лангмайер характеризуют как «психическое состояние, развивающееся в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не была предоставлена воз­можность удовлетворить некоторые основные (жизненные) психические потребности в необходимой степени и в течение достаточно длительного времени.

Под основными психическими потребностями автор подразумевает:

  1. потребность в определенном количестве, изменчивости и видах (модальности) раздражителей;
  2. потребность в основных условиях для эффективного обучения;
  3. потребность в элементарных общественных взаимоотношениях (в основном с личностью матери), позволяющей эффективную основную интеграцию личности;
  4. потребность в общественном признании, обеспечивающем осво­ение различных общественных ролей и целей.

Неудовлетворение этих потребностей приводит к серьезным рас­стройствам психического развития (отставание в развитии речи, отста­вание в развитии социальных и гигиенических навыков, тонкой мотори­ки, расстройство поведения, правонарушения, невротические рас­стройства, психопатизация и т. п.).

Сенсорная депривация развивается в том случае, если субъект ли­шен (депривован) внешних чувственных стимулов. Однако, полная де­привация невозможна, хотя имеются ситуации, приближащиеся к ней в значительной степени. Приводятся в качестве примера условия, в кото­рых находились подследственные и заключенные в одиночных тюрем­ных камерах, например, Пенсильванская тюремная система в США в 19 веке, когда свазанных заключенных оставляли в полной неподвижности в темноте. Некоторые из них переживали психотические состояния ши­зофренического характера. Несомненно, здесь имели место реактивные состояния, которые исчезали после улучшения условий. К той же катего­рии относятся и переживания потерпевших кораблекрушение и находя­щихся на маленьких пустынных островах; шоферов в длительных рей­сах на ровных участках дорог, особенно ночью; условия труда лиц, ра­ботающих в изолированных помещениях и камерах с регистрирующими аппаратами, когда ситуация в течение ряда часов изменяется очень ма­ло. В 1953 году Гебб в Монтреале произвел эксперимент, в ходе которо­го он изолировал несколько человек в звуконепроницаемых камерах в респираторе так, чтобы чувственные стимулы были сведены до мини­мума, но так, чтобы исследуемые не страдали от недостатка пищи, при­чем они были обеспечены всеми санитарно-гигиеническими потребно­стями. Большинство исследуемых лиц не выдержало пребывания в та­ких условиях больше 72 часов, хотя за продолжение эксперимента им было предложено денежное вознаграждение. У некоторых из них вре­менно наблюдались галлюцинации и бред. В ЧССР над проблемой сен­сорной депривации экспериментально работают Гросс и Шваб. Резуль­таты работ по этой тематике имеют большое значение для космонавти­ки, подводного дела, авиации и психологии работы на транспорте. Ока­залось, что нервная система человека относительно лучше переносит пе­регрузку внешними импульсами, когда она чаще реагирует невротиче­ски, чем недостаток внешних импульсов, когда относительно чаще люди реагируют психотически. Сенсорная депривация является определенной формой психической депривации.

Проблемы взаимоотношений наследственности и среды решались также путем изучения однояйцевых близнецов, воспитанных изолиро­ванно друг от друга (Ньюмен, Фримен, Голцингер). Там, где внешняя среда была резко отличной, там отмечались и более значительные пси­хические различия, так что исследователи пришли к заключению, что различия в экономических и воспитательных условиях проявились не только в личности, но и в степени интеллекта, массе и росте. То же са­мое доказали эксперименты Лурия, Левита, Колбановского: различия в воспитании и обучении приводили не только к различным результа­там, но также и к различным свойствам характера, к различному форми­рованию личности.

“Волчьи дети”– предыдущая | следующая – Наследственность и внешняя среда

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Психолог
Малкина Кристина Игоревна
Психодиагност
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Психолог
Канушкина Алиса Романовна
Детский нейропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)