тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

I.Глобальный взгляд на психическую жизнь (продолжение)

Можно сказать, что наследственность поставляет среде материал (особенно воспитанию), но сама по себе не является ни фатальной осно­вой, ни решающим фактором создания личности. И, следовательно, являются неправильными как теория Ломброзо, утверждающая, что че­ловек уже родится преступником, так и убеждение Ватсона, провозгла­сившего, что он сможет создать преступника с помощью соответству­ющих условий внешней среды. Штерн пытался при помощи теории кон­вергенции преодолеть эту односторонность – наследственность и внеш­няя среда взаимно влияют друг на друга; Рорахер высказал депендентную гипотезу, по которой поведение формируется наследственностью и результатами взаимного воздействия наследственности и внешней сре­ды.

Кажется, что рациональным путем к проникновению в эту прооле- матику может явиться совместная работа генетиков с психолога­ми и особенно систематическое наблюдение над монозигот­ными и дизиготными близнецами. Предполагают, что различия между монозиготными парами следует рассматривать как различия, обусловленные влиянием внешней среды. В противоположность этому, различия между дизиготами вытекают как из наследственных факторов, так и из влияния внешней среды.

Со времен Гальтона (1875) изучение близнецов проводили Торндайк, Гезелл и в особенности Ньюмен (генетик), Фримен (психолог) и Голцингер (статистик), Значительные результаты были получены в ра­ботах Готтшальдта.

Научно-исследовательский педиатрический институт в г. Брно уже в течение нескольких лет проводит исследование близнецов. Генетик и педиатр профессор Зденек Брунецкий (1974) лапидарно выразил сжато эту проблему следующим образом: «В генетике или в психологии ино­гда сохраняется миф наследственной предопределенности или миф tabu­la rasa. Но если мы не хотим вернуться к психофизическому параллелиз­му, то и в области психических явлений мы должны признавать те био­логические закономерности, которые распространяются на всю приро­ду. Мы знаем, что не существует признака, который мог бы возникнуть без наследственного предрасположения, но также знаем, что никакой ген не может проявиться без влияния внешней среды. Генотип означает про­грамму, среда делает возможной ее реализацию. Среду для психических проявлений представляют собой влияния человеческого общества, а в развитии человеческого поведения между биологической и социаль­ной наследственностью происходят очень сложные интеракции».

Из наших психологов И. Шванцара на основании изучения близне­цов высказал интересные гипотезы:

  1. Лица, психические свойства которых находятся на обеих сторонах кривой распределения, в этом направлении детерминированы в большей степени наследственными факторами, чем экзогенными влияниями: свойства, находящиеся в среднем поясе являются относительно более пластичными по отношению к воздействию внешней среды и воспита­нию.
  2. Элементарные психические процессы, вероятно, более сильно де­терминируются наследственными факторами по сравнению с функци­ями интеллекта и социальным поведением. Создается впечатление, что с возрастом поведение детерминируется в возрастающей степени детер­минантами общественного характера.

И. Шванцара обобщает роль наследственности и внешней среды следующим образом:

  1. задатки психических свойств являются наследственными;
  2. значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;
  3. внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;
  4. очень сильные задатки проявляются в любой среде (гениальность и дифицильность).

В семье И. С. Баха в пяти поколениях родилось 18 известных компо­зиторов. Само собой разумеется, что они не стали бы композиторами, по крайней мере не все из них, если бы они не происходили из такой се­мьи, в которой музыка была такой же неотъемлемой частью жизни, как пища и одежда.