11.2. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение)

Программа состояла из двух таблиц.

Таблица А

1. Найдите первый ряд на образце.

1)«Ничего я не понимаю»

Образец № 7

2) «Ну вот, ведь вот… я искал направление… куда ставить..

3)теперь все».

Образцы

Попытки больного. Высказывания больного

(Начинает строить.) «Так, я сделал фундамент».

Образец № 2

«Никак не получается… Я не понимаю что-то… Голова не соображает, ведь это все просто».

(Многократные попытки не приводят к успеху. Все время сличает результат с образцом, но безуспешно).

Иногда остается незамеченным правильный вариант — вследствие того что не всегда удается сличить свой варианте образцом (отказ).

2. Закройте листом бумаги все нижние ряды.

3. Укажите, какая главная фигура в первом ряду.

4. Нарисуйте эту фигуру.

5. Каждая такая фигура состоит из отдельных углов.

6. Составьте первый ряд. Основную фигуру стройте из углов.

7. Для этого определите, куда смотрит каждый угол,

наверх Т или вниз 1 наружу <— 1 или внутрь <—

8. Точно так же стройте второй, третий ряд и т. д.

Программа предусматривает преодоление дефектов пространственного гнозиса, восстановление умения ориентировать кубики в пространстве соответственно заданному образцу. Вторая часть программы (табл. Б, рис. 19)представления пространственных ориентациях. Направление треугольника в пространстве оценивается по положению его прямого угла. Направление этих «углов» на таблице обозначается стрелками. В предварительной работе, которая проводится совместно с педагогом, больного обучают нахождению направления «угла», имеющегося на рисунке образца, причем ему разрешается ставить кубик лишь после того, как он проделает соответствующий анализ.

Все больные этой группы быстро (за 2—3 упражнения) обычно усваивают программу, т. е. содержание и последовательность указанных в программе действий. Накладывать кубик на схемы, изображенные в таблице, а тем более образец запрещается по понятной причине: этот прием позволяет больным обходить дефект, но не создает основы для восстановления операции.

Таблица Б

«Как будто неправильно, а?» «Неправильно».

J

t

внутрь

>

наружу

внутрь

наружу

Рис. 19

ет собой наиболее существенную ее часть. На этой таблице изображены отдельные треугольники (или, как их называют в обучении, «прямые утлы»), расположенные в различных

«Буду медленно каждый кубик смотреть».

Образец № 6

Рис. 20

Результаты работы больных с этой программой весьма эффективны: после двух-, трехкратных проб работы с данными таблицами, сначала с помощью педагога, больные уже на первом занятии могут самостоятельно применять данные им приемы.

Процесс конструирования с программой сначала протекает медленно, развернуто, с использованием внешних опор. Постепенно, по мере усвоения программы и формирования нужных пространственных операций (вверх — вниз и наружу — внутрь), время на действия по решению конструктивной задачи сокращается. Характерно, что после нескольких первых занятий (3—4) эти больные преимущественно обращаются не к табл. А (более общая программа), а к табл. Б, направленной на формирование определенного способа действия при решении конструктивных задач больными, у которых более дефектна операционная сторона конструктивной деятельности.

Приведем протоколы, иллюстрирующие изложенные положения. Больному зачитывается табл. А и объясняется на конкретных примерах работа с табл. Б. При этом ему даются объяснения, что такое «прямой угол», показывается на образце и на кубике. Педагог соотносит положение треугольника на кубике с пространственным расположением треугольников, имеющихся в образце. После этого больной пытается самостоятельно работать с табл. Б.

«Так… здесь, значит… вот куда (показывает направление движения пальцем вверх) …ага, я, значит, поставлю кубик так». — «Посмотрите, правильно ли вы поставили ?» — «А-а, я тут не посмотрел… он смотрит туда и сюда (показывает пальцем направление внутрь), значит, вверх и внутрь (смотрит на образец и на свой кубик). Вот, правильно». После нескольких упражнений больной самостоятельно работает, пользуясь обеими таблицами. Он очень медленно, но безошибочно построил на этом уроке фигуры по образцам 2, 3,5. Когда больному был дан образец 6, он попытался построить побыстрее и сразу же допустил ошибку.

Видно, что программа, диктующая способ действия, раскрывающая пути пространственного анализа элементов с помощью развертывания и вынесения наружу частных операций, создает условия для нормализации протекания этого звена конструктивной деятельности, вскрывая тем самым природу его нарушения и пути преодоления.

 

11.2. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга– предыдущая  | следующая –  11.3. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности у больных с поражением лобных отделов мозга

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.