/     /  
Глава 6. Проективные методы

Глава 6. Проективные методы

Проективные методы являются иным по сравнению с вопро­сниками средством исследования и оценки личности, при ко­тором изучению подвергаются результаты самовыражения или творческой деятельности испытуемого, обычно не подозреваю­щего, что исследуется его личность. При всем разнообразии этой техники общим является то, что испытуемому предъявля­ется достаточно неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить, интерпретировать. Большое зна­чение придается самому понятию проекции [Коган В. М., Рого­вин М. С., 1964; Мясищев В. П., Бсспалько И. Г., Гилья-шева И. Н., Карвасарский Б. Д., Пемчин Т. А., 1969; Цула-дзе С. В., 1969; Савснко Ю. С, 1969, 1978; Соколова Е.Т., 1978, 1980; Бурлачук Л. Ф., 1979; Frank L. К., 1939, 1948; Abt L., Bel-lak L., 1950; Musrstein В. J., Pryer R. S., 1959]. Обычно оно связывается с именем 3. Фрейда, хотя у него понятие «проек­ция» чаще всего обозначает лишь один из видов защитных механизмов, влияющих на восприятие субъекта. F. S. Freeman (1956) определяет проекцию как: 1) бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмопиями или чертами характера дру­гих лиц; 2) проекция может принимать форму приписывания своих собственных потребностей другим лицам из своего окру­жения; 3) она может также выразиться в неправильном умо­заключении, обусловленном каким-то опытом. Проективные ме­тоды ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, при котором проявляются его личные потребности, его особен­ное восприятие, его интерпретации и многие характерологиче­ские особенности. Проекция обнаруживается при использова­нии всех вербальных и рисуночных методов, таких как словес­ные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого и пр.

«Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) является одним из наиболее известных и распространенных проективных мето­дов исследования личности. Он применяется почти в любом ши­роком психологическом исследовании отдельных индивидуумов, групп, а также при изучении расстройств поведения, психосома­тических заболеваний, неврозов и психозов. ТАТ как способ исследования фантазии впервые был применен сотрудниками Гарвардского университета и психологической клиники С. Mor­gan и Н. Murray (1935). В дальнейшем он стал более известен по имени Маррея, в наибольшей степени способствовавшего разработке его как метода оценки личности. В отличие от ме­тода Роршаха, который, по мнению большинства авторов, нап­равлен на исследование общей структуры личности, ТАТ может обеспечить исследователя содержательным материалом, позво­ляющим осветить более конкретные отношения личности, ее мо­тивы и тенденции, конфликты и способы их разрешения. Как проективный метод ТАТ предлагает испытуемому достаточно неопределенный материал, допускающий большую свободу и разнообразие ответов, причем предполагается, что чем меньше детерминация извне, тем больше она определяется индивиду­альными особенностями испытуемого. Как содержательный ме­тод ТАТ предоставляет испытуемому картины с изображением реальных фигур в реальных ситуациях. На большинстве картин ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, из которых некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных  картин,  иллюстраций   или  фотографий.   Кроме того, испытуемому предъявляется также белая  карта,  па которой он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет.   Из этой серии   в 31   карту   каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно  20 карт.  Из  них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется целью способствовать возможности наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на картине персона­жем, так как такая идентификация легче, если картина вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Ис­следование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 картин. До­пускается, однако, модификация  процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть картин и проводят ис­следование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это кончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе. Однако ме­тод ТАТ представляет большие трудности для интерпретатора, которому предстоит решить какой материал является действи­тельно существенным для понимания  личности исследуемого и какой безличным, какие истории отражают фантазии испы­туемого и какие — его действительные тенденции и особенности поведения. Допускается, что некоторые ответы могут быть сте­реотипными, детерминированными условиями культуры (ра­дио, кино, книги). Поэтому интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

гармоничный тип - предыдущая | следующая - тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)