/     /  
Процесс развития

Процесс развития

В экспериментах Вольфа, а также в экспериментах Рогинского и Ти­хо шимпанзе «решали» и весьма сложную ситуацию обмена «денег» и создавали нечто вроде «банка». Они научились монеты определенного цвета и величины использовать в качестве «средства платежа» для того, чтобы получить желаемый предмет из автомата (апельсин, виноград, питье). Они оказались даже способными обменять дбе пятикопеечных монеты за одну десятикопеечную для того, чтобы получить желаемое.

Однако, несмотря на то, что человекообразные обезьяны достигаю таких удивительных результатов, они весьма существенно отличаются от человека как по своему развитию, так и по своим возможностям раз­вития.

Супруги Келлог в течение года воспитывали обезьянку Туа (от 7,5 мес.) вместе со своим сыном Дональдом, который был на 3 месяца старше. Оба получали совершенно справедливо одинаковое «воспита­ние» и одинаковые стимулы. Стандартизованные нормы развития Гезелла вначале показали одинаковый прогресс развития, даже кое в чем Туа превзошла Дональда, например, в том, что научилась поворачивать выключатель, понимала приказания, такие, как: «Погуди в дудочку; об­ними Дональда» и т. п. В 16,5 месяцев она реагировала на 59 предложе­ний, Дональд на 68 (но он был старше на 3 месяца!), и достигла макси­мума своего развития.

Рафаель тушит огонь, чтобы добраться до пищи

Развитие Дональда, хотя и было вначале замедленным, но с разви­тием речи достигло качественно более высокого уровня и затем быстро прогрессировало. Речь сохраняет опыт исторического развития человчества, связывает старые поколения с новыми, создает новые слова для нового опыта и действительности и в первую очередь связывает челове­ка с человеком благодаря своим информационным свойствам.

При изучении психической жизни низших организмов мы изучаем связь стимул – реакция (поведение). В человеческой психологии изу­чение этой связи оказывается недостаточным. В отношение стимул – ре­акция вклинивается важное промежуточное звено: человеческое са­мосознание психических процессов и сознательное познава­ние и оценка внешнего мира. Лучше всего мы можем представить себе всю сложность проблематики сознания, рассматривая понятия «познание» и «субъект».

Но и эту проблему мы должны рассматривать в развитии. Напри­мер, капля смеси масла с содой в дестиллированной воде немедленно приходит в движение, выпускает псевдоподии, наподобие амебы, ползет и «пожирает» капельки ртути и вновь выделяет их; капля гвоздичного масла в смеси глицерина с алкоголем к одним химическим веществам притягивается, от других химических веществ отталкивается, выпускает отростки в сторону тепла или по направлению к капле алкоголя и т. п.

Естественно, между этими «реакциями» и живой материей имеется существенное различие: рост, движение, размножение.

Когда в плохой почве дерево распространяет свои корни в глубину и в ширину в зависимости от питательности почвы, когда ползучее рас­тение «чувствует» опору на расстоянии в полметра и растет по напра­влению к ней, когда блуждающий спорангий, жгутиковое, бактерия, но также и инфузория-туфелька бывают внезапно освещены, помещены в кислую или горячую воду и при этом резко устремляются вперед (Улегла), когда водитель автомобиля вначале повернет руль и затормо­зит, а затем дополнительно осознает мысленно свою реакцию, – во всех этих случаях речь идет о ряде различно дифференцированных форм «по­знания» и «деятельности», о реакции на раздражители.

Если понятие «познание» и «оценка» рассматривать в более широ­ком смысле, сравнивая их в процессе развития, то можно различать: по­знание иррациональное, вне разума, бессознательное, неспособное к соз­нанию (у низших организмов) и подсознательное, но способное к осозна­нию, и наконец, познание сознательное – с помощью мышления.

Поведение животных – предыдущая | следующая – Способности обучаться

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)