Яндекс.Метрика

I.Глобальный взгляд на психическую жизнь (продолжение)

Мы могли бы также говорить о познании «биологическом», практическом, которое реагирует ориентировочным рефлексом на ситу­ацию медленной реакцией: подсознательной деятельностью, но при этом (опять-таки подсознательно) оценивает эту ситуацию. Этот тип по­знания более старый по своему развитию (биологическое, «практиче­ское») в то время как познание сознательное (мыслительное, «теорети­ческое») по своему развитию, бесспорно, является более молодым. Этот факт хорошо понятен на реакциях шофера: его, как мы говорим, «ин­стинктивная» реакция в сущности является оценкой ситуации, оценива­ющим познанием, сопровождающимся немедленной деятельностью. И только потом, дополнительно он осознает и анализирует ее. Орга­низм «оценивает» в связи с требованиями самосохранения и развития раздражители среды гораздо раньше, чем познает их, адаптируется к ним, урегулирует, научится.

Сложному процессу мышления, который во многих случаях мог быть медлительным, предшествует, например, защитный рефлекс в ка­честве достаточной реакции на среду. Но он имеет различную степень сложности и зависимости от степени развития организма. Там, где име­ется возбудимость, имеется и чувствительность, как зачаток сознания. Чем выше в шкале развития организмов стоит данный конкретный орга­низм, тем больше актуализируется и потенциальное сознание, тем боль­ше превращается биологическое познание, «оценивающее» только рефлекторно, в неоценивающее, сознательное познание.

От рефлексов к инстинктам и влечениям, к способности обучения репродукции и аперцепции, а оттуда – к тем сложным психическим со­стояниям, которые мы называем памятью, вниманием, эмоцией, мыш­лением, мотивировкой и т. д. дифференцируются только первоначаль­ные, примитивные реакции самосохранения и развития. От биологиче­ских потребностей в процессе деятельности путь развития ведет к по­требностям, интересам и ценностям культурно общественным.

И еще на другом понятии мы можем иллюстративно представить себе всю сложность сознания – на понятии «субъект».

Можно отличить субъект эмпирический, реальный (изменчи­вый, актуальный) от субъекта потенциального, предельного (что означает пределы наших способностей). В каждом моменте нашего раз­вития ситуация является такой, что наши унаследованные диспо­зиции (субъект предельный, возможный, потенциальный) раз­виваются или угнетаются в определенных условиях общественного раз­вития под влиянием экономических, культурных, воспитательных фак­торов. Так например, ребенок, не имевший возможности учиться, несмо­тря на отличные врожденные задатки, не мог их развить, хотя пределы его возможностей были далеко не использованы.

Субъект предельный, возможный, потенциальный является относи­тельным пределом наших возможностей. Олигофрен имеет совершенно другие, более ограниченные возможности, чем нормальный человек. Однако и среди отдельных наших способностей имеются различия в воз­можностях, как это наглядно представлено на рис. 4. На графическом из­ображении видно, что поле между возможностями отдельных задатков и достигнутой действительностью является символическим выражением различий между субъектом реальным и потенциальным, между тем, чего мы достигли в данном моменте нашего развития и нашими возможно­стями, которые мы можем реализовать при благоприятных условиях.

Необходимо также одновременно видеть диалектическую связь ме­жду сознанием индивидуальным и сознанием общественным. Мы пере­нимаем опыт прошедших веков и поколений, которые оказывают вли­яние на индивидуальный опыт. И, наоборот, индивидуальный опыт и деятельность может корригировать и двигать вперед опыт поколений.

Следовательно, творческое познание и творческий труд вместе с ре­чью, которая является конденсатором прошлого индивидуального опы­та и опыта поколений, очень существенно отличает человека от живот­ного вместе со всей историей человечества. Животные истории не име­ют.

процесс развития – предыдущая | следующая – нервная система