canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Поведение животных различно. От чего зависит поведение животных?

I.Глобальный взгляд на психическую жизнь

1. Иллюстрация проблематики

Все формы психической деятельности и поведения животных обусловле­ны подсознательными биологическими потребностями (мотивация их является биологической) и развиваются в процессе адаптации к среде. Те, кто изучает развитие психической жизни человека, должны были бы изучать развитие психической деятельности, поведения и его проявле­ний с помощью сравнительного метода: сравнивать поведение самых низших организмов, поведение высших организмов, развитие детского поведения и поведения взрослого человека. Что касается развития пове­дения человека и человеческой психики, то их необходимо изучать в об­щественном контексте и в связи с историческим развитием человеческо­го общества. Человек не развивается изолированно, он является суще­ством общественным.

При сравнении поведения низших организмов с поведением челове­ка можно обнаружить некоторые значительные черты сходства и некото­рые, еще более значительные, различия.

Различия между человеком и животным являются принципиально существенными. Животное «познает и оценивает» только при помощи тех средств, которые предоставляет ему его собственный организм. В отличие от него человек в своем историческом развитии усовершен­ствовал свои органы чувств с помощью микроскопа, удлинил их бино­клем. Наиболее близко стоящее к человеку животное – человекообразная обезьяна – способна использовать для своих нужд лишь то, что она най­дет в окружающей среде. Человек создал машины и космическую ракету.

Наиболее высокоорганизованные животные способны использовать предметы в качестве орудий труда. Но они не способны производить эти орудия. Бобры, пчелы и муравьи строят свои сооружения одним и тем же способом без изменения уже в течение тысячелетий. Речь идет о за­стывшей цепи инстинктивных реакций. Роберт Кювье, например, воспи­тал несколько молодых бобров в полной изоляции так, что они никогда не видели ни реки, ни взрослых бобров при работе. И все же как только он дал бобрам в клетку строительный материал, они построили плоти­ну.

Оса-сфекс парализует и консервирует своим ядом сверчка, ужалив его, поворачивает в норке и затем втягивает сверчка за усики внутрь и откладывает в его тело яички. Фабр произвел интересный опыт: он от­резал пойманному осой сверчку усики раньше, чем оса успела повер­нуться. Оса, напрасно поискав усики сверчка, оставила его и полетела вновь на охоту. Так повторялось много раз, несмотря на то, что перед входом в нору лежал целый ряд сверчков, на которых оса не обращала внимания.

Рис. 1 Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому).

У наиболее высокоорганизованных животных – человекообразных обезьян (исследователи приводят 396 признаков, по которым мозг обе­зьян приближается к человеческому мозгу) уже наблюдается значитель­ная способность к учению и довольно совершенная адаптация и к очень сложным ситуациям. Это бесспорно доказали известные опыты Келера (изучение интеллекта у антропоидных обезьян) с тенерифскими шимпан­зе, а также и опыты Н. В. Ладыгиной-Коте, И. П. Павлова, Орбели, Н. А. Тихо и Г. 3. Рогинского в Сухуми, и, наконец, опыты Иеркса и Вольфа в университете г. Йеле.

Шимпанзе Рафаэль, например (в опытах Павлова и Орбели) мог не только поставить пирамиду из ящиков и палкой сбить банан, подвешен­ный к потолку, как это делали шимпанзе в опытах Келера, но мог вы­полнять и довольно сложные задания:

1. Он видит через отверстие в ящике лежащий в нем апельсин, хочет его достать, но обжигается на огне спиртовки, горящей перед ящиком.

2. Рафаэль идет к сосуду с водой, подтягивает к себе спиртовку и га­сит огонь.

3. На следующем этапе опыта: он набирает воду в рот и гасит огонь.

4. Набирает воду в кружку и гасит огоонь.

5. Если у него не было воды и не было возможности ее достать, то он помочился в сосуд и погасил огонь.

В других экспериментах (Вацуро) Рафаэль очень сложно по тонкой бамбуковой перекладине добирался до помоста, где стоял сосуд с водой, хотя имел возможность получить воду гораздо проще, набирая ее с того места, где он стоял.

 

Рис. 2 Обезьяна использует палку в качестве орудия (из экспериментов Келера).

следующая – процесс развития
Яндекс.Метрика