Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

54. Выбор изображений невербализуемых геометрических фигур при кратковременном предъявлении заданных образцов (стимульный материал предложен Р. М. Грановской и И. М. Березной, 1974) (рис. 9). Испытуемому предъявля­ются одновременно 3 изображения-эталона на 10 с и предла­гается запомнить. Затем требуется найти их среди 25 изобра­жений соответствующего набора. Далее —так же, как и в пре­дыдущих пробах. В качестве сенсибилизированных вариантов предлагается проводить эту пробу с интерференцией и в усло­виях расставленного во времени предъявления (по аналогии с пробами на повторение).

Методические приемы исследования лицевого гнозиса, идентификации незнакомых лиц и невербализуемых геомет­рических фигур (по образцу и по памяти) направлены на поиски дефектов в функционировании правого (субдоминантного по речи) полушария и, как показывает наш опыт, являются адекватными для решения этих задач. Однако набор таких проб необходимо дополнить другими, разработанными в по­следние годы и, по литературным данным, валидными для об­наружения преимущества левого или правого полушарий. В основном это пробы на категоризацию (обобщение) знако­мых, легко вербализуемых объектов (левое полушарие) или опознание более сложных, малознакомых структур (правое по­лушарие). В качестве примера приводим некоторые варианты экспериментальных заданий.

55. Выбор фотографий эмоционально-выразительных, не­знакомых лиц по заданному образцу[1]. Предъявляются одно­временно 3 фотографии-эталона; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичный в матрице с 20 подобными стимулами. Опыт проводится трижды, и если ис­пытуемый не справляется с заданием, его повторяют с двумя или одной фотографией (рис. 10). Сенсибилизированным ва­риантом этой пробы является выбор фотографий эмоциональ­но-выразительных, незнакомых лиц при кратковременном предъявлении эталонов. Опыт проводится также, как в преды­дущих разделах; стимульиый материал частично заимствован из монографий: К- Leonhard (1968) и К. Изарда (1980).

56. Идентификация объектов с индивидуализированными признаками[2]. Предлагается найти и показать целостную фи­гуру, соответствующую «разорванной» (образец) в наборе из 6 других, схожих фигур (рис. 11). Задание повторяется трижды с разными эталонами. Учитыва­ется не только количество правильно вы­полненных заданий, но и способ их ре­шения. Аналогичную направленность имеют и другие подобные пробы, ко­торые рекомендуется использовать в на­боре из 3—4 вариантов.

57. Проба на классификацию углов. Предлагается разделить 12 изображе­ний углов на группы. Принцип класси­фикации не указывается, но предпола­гается, что должны быть выделены 2 группы: тупые и острые углы.

58. Классификация объектных изо­бражений представляет собой более сложный и многозначный вариант предыдущей пробы. Предла­гается разделить 8 изображений (рис. 12, ) на 2 группы. Прин­цип классификации не указывается. Если классификация про­водится по понятийному принципу (мебель — животные), пред­полагается, что она идет по левополушарному типу. Если же в одну группу отнесены объекты, вытянутые по вертикали, а в другую — по горизонтали (или используется любой другой принцип), предполагается, что классификация идет по правопо-лушарному типу. При анализе результатов и способов решения таких заданий следует учитывать особенности мышления испы­туемых.

Рис 12. Вариант набора изображений объектов для исследования способности к классификации

_______________________________________

[1] В разработке методики уча­стие принимали А. Г. Зальцман и В.В. Бочаров

[2] В разработке методических приемов № 56–58 непосредственное уча­стие принимал А. Г. Зальцман.

 

гнозис – предыдущая | следующая – мышление

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание