/     /  
Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

54. Выбор изображений невербализуемых геометрических фигур при кратковременном предъявлении заданных образцов (стимульный материал предложен Р. М. Грановской и И. М. Березной, 1974) (рис. 9). Испытуемому предъявля­ются одновременно 3 изображения-эталона на 10 с и предла­гается запомнить. Затем требуется найти их среди 25 изобра­жений соответствующего набора. Далее —так же, как и в пре­дыдущих пробах. В качестве сенсибилизированных вариантов предлагается проводить эту пробу с интерференцией и в усло­виях расставленного во времени предъявления (по аналогии с пробами на повторение).

 width=

Методические приемы исследования лицевого гнозиса, идентификации незнакомых лиц и невербализуемых геомет­рических фигур (по образцу и по памяти) направлены на поиски дефектов в функционировании правого (субдоминантного по речи) полушария и, как показывает наш опыт, являются адекватными для решения этих задач. Однако набор таких проб необходимо дополнить другими, разработанными в по­следние годы и, по литературным данным, валидными для об­наружения преимущества левого или правого полушарий. В основном это пробы на категоризацию (обобщение) знако­мых, легко вербализуемых объектов (левое полушарие) или опознание более сложных, малознакомых структур (правое по­лушарие). В качестве примера приводим некоторые варианты экспериментальных заданий.

55. Выбор фотографий эмоционально-выразительных, не­знакомых лиц по заданному образцу[1]. Предъявляются одно­временно 3 фотографии-эталона; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичный в матрице с 20 подобными стимулами. Опыт проводится трижды, и если ис­пытуемый не справляется с заданием, его повторяют с двумя или одной фотографией (рис. 10). Сенсибилизированным ва­риантом этой пробы является выбор фотографий эмоциональ­но-выразительных, незнакомых лиц при кратковременном предъявлении эталонов. Опыт проводится также, как в преды­дущих разделах; стимульиый материал частично заимствован из монографий: К- Leonhard (1968) и К. Изарда (1980).

 width=

56. Идентификация объектов с индивидуализированными признаками[2]. Предлагается найти и показать целостную фи­гуру, соответствующую «разорванной» (образец) в наборе из 6 других, схожих фигур (рис. 11). Задание повторяется трижды с разными эталонами. Учитыва­ется не только количество правильно вы­полненных заданий, но и способ их ре­шения. Аналогичную направленность имеют и другие подобные пробы, ко­торые рекомендуется использовать в на­боре из 3—4 вариантов.

 width=

57. Проба на классификацию углов. Предлагается разделить 12 изображе­ний углов на группы. Принцип класси­фикации не указывается, но предпола­гается, что должны быть выделены 2 группы: тупые и острые углы.

58. Классификация объектных изо­бражений представляет собой более сложный и многозначный вариант предыдущей пробы. Предла­гается разделить 8 изображений (рис. 12, ) на 2 группы. Прин­цип классификации не указывается. Если классификация про­водится по понятийному принципу (мебель — животные), пред­полагается, что она идет по левополушарному типу. Если же в одну группу отнесены объекты, вытянутые по вертикали, а в другую — по горизонтали (или используется любой другой принцип), предполагается, что классификация идет по правопо-лушарному типу. При анализе результатов и способов решения таких заданий следует учитывать особенности мышления испы­туемых.

 width=
Рис 12. Вариант набора изображений объектов для исследования способности к классификации
_______________________________________ [1] В разработке методики уча­стие принимали А. Г. Зальцман и В.В. Бочаров
[2] В разработке методических приемов № 56--58 непосредственное уча­стие принимал А. Г. Зальцман.

 

гнозис - предыдущая | следующая - мышление

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)