1. Прием письма и чтения, т. е. чтение и письмо в этом случае выступают не как объекты, нуждающиеся в восстановлении, а как прием восстановления и закрепления связной фразовой речи: письмо фраз и текстов с пропущенными словами, позже _ составление фраз по заданной сюжетной картинке (с опорой на схему предложения), еще позже — составление фраз из заданных в письменной форме (на карточках) слов, чтение всех предложений, записанных таким образом, выбор сюжетных картинок, соответствующих записанным фразам, из трех-четырех предложенных педагогом, и др.
2. Прием диалога практически применяется в процессе всего цикла обучения, начиная с первой (растормаживаю- щей речь) стадии. Однако меняются задачи этого метода, усложняются процедура и материал, хотя цель остается одной и той же — восстановление устной связной речи, восстановление вербального общения. Если на первой стадии прием диалога служит задаче введения больного в контекст беседы и работы, задаче установления общего и вербального контакта, а на второй стадии — задаче восстановления предикативности речи и т. д., то на четвертой стадии этот прием в системе других приемов решает задачу-восстановления произнесения не отдельных фраз, а связной речи, коммуникации. Больного учат произносить фразы, связанные по смыслу с репликами собеседника.
Процедура и способы применения могут быть разными, но требование к ним одно — постепенное усложнение диалога как со стороны содержания, так и со стороны грамматики и лексики. Сначала диалог ведется по сюжетной картинке: педагог задает вопросы, а больной отвечает, позже вопросы и ответы делятся пополам, т. е. часть вопросов задает педагог, а другую часть — больной.
3. Прием ролевых речевых игр как бы продолжает прием диалога, но увеличивает элемент самостоятельности, активности в речи больного.
Сначала ситуация и роли беседы задаются сюжетной картинкой (иногда — остросюжетной). Педагог делит роли, и сюжет картинки проговаривается по ролям. Этому приему обычно предшествует работа с баснями — чтение их по ролям, затем проговаривание по ролям наизусть с опорой на картинку.
Эта система приемов направлена на восстановление способа использования связной речи — знание контекста (замысла высказывания), использование лексики и грамматического построения из реплик партнера, использование простых нераспространенных предложений.
Материалом для работы на этой стадии должны служить сначала простые по грамматической конструкции предложения и высокочастотная лексика. Это относится и к методу диалога и к приему «ролевых игр». Вербальный и картиночный материал постепенно должен усложняться. Весь материал должен отвечать и требованию эмоциональности и индивидуальности больного, учитывать его профессию и уровень образования.
***
Ниже приводится пример динамики восстановления устной речи у больного с эфферентной моторной афазией.
Больной Ц. (ист. б. № 840/8131), 44 лет. Поступил в клинику нервных болезней 1-го МОИМИ 2.04.82 г. на восстановительное обучение с диагнозом: остаточные явления нарушения мозгового кровообращения в левой средней мозговой артерии. В неврологическом статусе больного отмечалась легкая недостаточность VII и XII пар черепно-мозговых нервов справа, правосторонний гемипарез со снижением силы в руке до 2 баллов в кисти и проксимального отдела до 3—3,5 баллов, в ноге до 3 баллов, правосторонняя гемигипостезия.
В нейропсихологическом статусе в сфере праксиса отмечалась тенденция к упрощению в динамическом праксисе, единичные ошибки по типу зеркальности в праксисе позы, трудности перешифровки и замедленность в пробах Хэда. При выполнении пробы на ритмы появлялись трудности переключения. Зрительный гнозис без нарушений. Спонтанная речь бедная, замедленная, на уровне простой фразы, резко выражен аграмматизм, легкие дефекты артикуляции слов. Подпевание в значительной степени сохранено. Понимание обращенной речи хорошее. Трудности возникают при дифференцировке слов из одного семантического поля и слов, близких по артикуляции. Письмо и чтение несколько более сохранено, чем устная речь, однако имеются отчетливые дефекты кинетического и кинестетического анализа, как и в устной речи.
Таким образом, к моменту поступления на обучение у больного отмечался отчетливый синдром поражения заднелобных отделов коры левого полушария с вовлечением в патологический очаг нижнетеменных отделов. У больного имели место эфферентная моторная афазия, аграфия, алексия (с элементами афферентной моторной афазии).
Речь при поступлении
Повторение звуков
б п к г д т л л
+ + п, к к,ка ….. п,т д д +
Повторение слов мама, папа, дом, лес, кошка, полковник, половник, поклонник + + + + + + пол, пол по водопровод, радиоприемник, кораблекрушение. Занзибар + + корабер —
Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети школу.
Ночью произошло землетрясение. На ветке елки гнездо птички. Ночью порефе ветки
Называние
дом стол дорога окно машина молотокмикрофон значок
+ + + оконь + + . ми спорт лодка палатка читает идет пишет сидит спит подлетает
+ палата + + пис + + вест
стирает поливает вешает забивает
— половой вешать за…
Спонтанная речь
1. Рассказ о своей болезни. Ну вот …Это …Я не знаю…
2. Рассказ по картинке «Семья»
Мама режет хлеб. Бабка … чай … Мальчик делает уроки. Ребенок играет…
Повторение звуков а у и б п к г д л н
+ + + + + + + + +Л, н
Повторение слов
_а ___ у_ и
+ + +
мама папа лес машина кошка половник полковник
+ + + + + + +
поклонник замок замок водопровод радиоприемник + + + + +
кораблекрушение Занзибар + +
Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети играют.
Ночью произошло землетрясение. Ночью землетрясение.
Называние
дом стол дорога окно машинамолоток микрофон
+ + + окол + + негро, микро, +
значок палатка лодка читает идет пишет спит
+ + + + + пис, писать +
сидит подметает стирает забивает вешает
+ метла + бол +
6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая | следующая – 6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.