Яндекс.Метрика

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии

Спонтанная речь

1. Рассказ о своей болезни:

Утром… ну это… утром… уже вчера тепло, а здесь уже мороз. Сразу ну и вот… три Валерик и Витька и где-то я сразу сказал… что-то вот сразу и все. После я не знаю.

2. Рассказ по картинке:

Мама … режет хлеб. Бабка. Бабка нет. Бабка пить. Дети играют в игрушки. Кот играет в кубики. Кни…книги стоит на полке. Картина …вист… в стене.

Диалог при поступлении на обучение

1. Как вы себя чувствуете? Хорошо.

2. Голова болит? Ну голова болит.

3. Как вы спали? До… два часа.

4. Что у вас было сегодня на зав- Я… завтракает…манную кашу и трак? чай.

5. Что вы делали вчера вечером? Ну я это… те-ле-ви-зор.

Диалог при выписке

Вопросы те же. Хорошо.

Голова болит, крутится. Спал прекрасно.

Сегодня пождавали кашуовсяную, и яйцо, и чай.

Смотрел телевизор и играет в шахматы.

Рассказ по картинке при поступлении Мальчик идет в школе. Мальчик. Мальчик пришел в дома. Мать и сестра и брат молчу. Собака… собака играет. Школе двойку. Мальчик сушку, а коньки. Мама решает учиться мальчик.

Рассказ по картинке при выписке Мальчик пришел в дом. Грустный мальчик. Опять двойка. Мать грустит. Мать очень грустная. Мать спросила мальчику. Маленький брат хитрый. Сестра отличник, скромная и молчала. Собака ласкает мальчика, собака друг.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии

Известно, что для устной разговорной речи нужны необходимая последовательность звуков и быстрое переключение с одного звука на другой или с одного слова внутри фразы на другое. В противном случае возникают персеверации, антиципации, и речь практически становится недоступной.

Однако известно также, что акт произнесения слова состоит из тонких артикуляторных движений, которые легко взаимозаменяются.

Поражения задних отделов моторно-речевой зоны коры левого полушария, т. е. нижних отделов постцентральной извилины, и ведут к возникновению афферентной моторной афазии, сущность которой заключается в нарушении речевых кинестезии, на основе чего и возникает нарушение артикуляторного акта. В клинической картине этой афазии обращает внимание поисковая реакция артикуляторного аппарата (губ, языка) при попытках произнесения слов. Особую трудность представляет произнесение отдельных звуков.

В первую очередь и наиболее грубо в этом случае нарушается произвольная речь, а все виды непроизвольной и автоматизированной речи могут оказаться доступными для произнесения этими больными. В этом случае нарушаются все виды устной и письменной речи — спонтанная, диалогическая и особенно монологическая, повторения, называния и т. д. Письмо и чтение также нарушаются из-за дефектов кинестетических основ речи, практически из-за дефектов произношения больной не может проговорить слово, т. е. не может как бы «нащупать» его моторную, артикуляторную основу, поэтому не может и написать слово. Позже многие больные этот симптом объясняли следующим образом: «Я не чувствовал слова», «Я не ощущала слова, звука», «Язык ворочается, губы движутся, а куда их двигать — не знаю».

В устной и письменной речи при средней тяжести афазии обнаруживаются специфические литеральные парафазии и параграфии и паралексии, т. е. замена звуков, графем и букв другими — гоморганными. Понимание речи вторично оказывается нарушенным, поскольку известно, что артикулема — моторная единица произношения — тесно связана с фонемой.

Нарушения речи идут в синдроме расстройств двигательной сферы — праксиса позы, орального, пространственного праксиса. Сохранными остаются все виды психических процессов, в структуру которых не входит кинестетический анализ и синтез. Не нарушаются и мыслительная деятельность, счет и счетные операции, остаются сохранными восприятие, личность и эмоциональная сфера. Сущность этой афазии заключается в нарушении артикуляторного акта, в невозможности найти нужную артикуляцию для произнесения соответствующего звука. Поэтому основная задана заключается в том, чтобы восстановить нарушенную речевую артикуляцию, включая ее в доступную для больного деятельность.

Нарушение экспрессивной устной речи при моторных афазиях часто бывает очень стойким, и больной может быть лишен речи в течение многих лет. Однако правильно организованное восстановительное обучение может в известной степени вернуть больному способность говорить.

Для правильной организации восстановительного обучения больного необходимо дать тщательный анализ особенностей речевого дефекта и выявить основной фактор, лежащий в основе распада экспрессивной речи. Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что при каждом корковом поражении прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные формы деятельности, осуществление которых было связано с пораженным участком, в то время как более элементарно организованные формы тех же процессов могут оставаться относительно сохранными. Известно, что значение слова как психологический феномен существует и вне ситуации активного употребления слова, когда слово находится в глубине сознания и готово в нужный момент всплыть. Однако для актуализации этого значения необходимы его материальные носители — либо моторный, либо звуковой, либо графический. Из этого следует, что при нарушении моторного носителя слова, его моторного компонента, значения слов не исчезли. По этому поводу еще в XIX веке X. Джексон писал, что «Speechless it is not wordless* (цит. по: Якубинский, 1923. С. 91), это означает, что безречевой больной — не бессловесный.

Поэтому начинается работа с растормаживания речи, с растормаживания наиболее упроченных ее форм с обязательной опорой на значение и на смысл слова, растормаживание не может быть механическим процессом, простыми упражнениями по произношению звуков или слов. Это и является задачей первой стадии обучения.

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.