canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Приемы восстановления разговорной речи. Перечень приемов восстановления разговорной речи

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

1. Прием письма и чтения, т. е. чтение и письмо в этом случае выступают не как объекты, нуждающиеся в восстановлении, а как прием восстановления и закрепления связной фразовой речи: письмо фраз и текстов с пропущенными словами, позже _ составление фраз по заданной сюжетной картинке (с опорой на схему предложения), еще позже — составление фраз из заданных в письменной форме (на карточках) слов, чтение всех предложений, записанных таким образом, выбор сюжетных картинок, соответствующих записанным фразам, из трех-четырех предложенных педагогом, и др.

2. Прием диалога практически применяется в процессе всего цикла обучения, начиная с первой (растормаживаю- щей речь) стадии. Однако меняются задачи этого метода, усложняются процедура и материал, хотя цель остается одной и той же — восстановление устной связной речи, восстановление вербального общения. Если на первой стадии прием диалога служит задаче введения больного в контекст беседы и работы, задаче установления общего и вербального контакта, а на второй стадии — задаче восстановления предикативности речи и т. д., то на четвертой стадии этот прием в системе других приемов решает задачу-восстановления произнесения не отдельных фраз, а связной речи, коммуникации. Больного учат произносить фразы, связанные по смыслу с репликами собеседника.

Процедура и способы применения могут быть разными, но требование к ним одно — постепенное усложнение диалога как со стороны содержания, так и со стороны грамматики и лексики. Сначала диалог ведется по сюжетной картинке: педагог задает вопросы, а больной отвечает, позже вопросы и ответы делятся пополам, т. е. часть вопросов задает педагог, а другую часть — больной.

3. Прием ролевых речевых игр как бы продолжает прием диалога, но увеличивает элемент самостоятельности, активности в речи больного.

Сначала ситуация и роли беседы задаются сюжетной картинкой (иногда — остросюжетной). Педагог делит роли, и сюжет картинки проговаривается по ролям. Этому приему обычно предшествует работа с баснями — чтение их по ролям, затем проговаривание по ролям наизусть с опорой на картинку.

Эта система приемов направлена на восстановление способа использования связной речи — знание контекста (замысла высказывания), использование лексики и грамматического построения из реплик партнера, использование простых нераспространенных предложений.

Материалом для работы на этой стадии должны служить сначала простые по грамматической конструкции предложения и высокочастотная лексика. Это относится и к методу диалога и к приему «ролевых игр». Вербальный и картиночный материал постепенно должен усложняться. Весь материал должен отвечать и требованию эмоциональности и индивидуальности больного, учитывать его профессию и уровень образования.

***

Ниже приводится пример динамики восстановления устной речи у больного с эфферентной моторной афазией.

Больной Ц. (ист. б. № 840/8131), 44 лет. Поступил в клинику нервных болезней 1-го МОИМИ 2.04.82 г. на восстановительное обучение с диагнозом: остаточные явления нарушения мозгового кровообращения в левой средней мозговой артерии. В неврологическом статусе больного отмечалась легкая недостаточность VII и XII пар черепно-мозговых нервов справа, правосторонний гемипарез со снижением силы в руке до 2 баллов в кисти и проксимального отдела до 3—3,5 баллов, в ноге до 3 баллов, правосторонняя гемигипостезия.

В нейропсихологическом статусе в сфере праксиса отмечалась тенденция к упрощению в динамическом праксисе, единичные ошибки по типу зеркальности в праксисе позы, трудности перешифровки и замедленность в пробах Хэда. При выполнении пробы на ритмы появлялись трудности переключения. Зрительный гнозис без нарушений. Спонтанная речь бедная, замедленная, на уровне простой фразы, резко выражен аграмматизм, легкие дефекты артикуляции слов. Подпевание в значительной степени сохранено. Понимание обращенной речи хорошее. Трудности возникают при дифференцировке слов из одного семантического поля и слов, близких по артикуляции. Письмо и чтение несколько более сохранено, чем устная речь, однако имеются отчетливые дефекты кинетического и кинестетического анализа, как и в устной речи.

Таким образом, к моменту поступления на обучение у больного отмечался отчетливый синдром поражения заднелобных отделов коры левого полушария с вовлечением в патологический очаг нижнетеменных отделов. У больного имели место эфферентная моторная афазия, аграфия, алексия (с элементами афферентной моторной афазии).

Речь при поступлении

Повторение звуков

б п к г д т л л

+ + п, к к,ка ….. п,т д д +

Повторение слов мама, папа, дом, лес, кошка, полковник, половник, поклонник + + + + + + пол, пол по водопровод, радиоприемник, кораблекрушение. Занзибар + + корабер —

Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети школу.

Ночью произошло землетрясение. На ветке елки гнездо птички. Ночью порефе ветки

Называние

дом стол дорога окно машина молотокмикрофон значок

+ + + оконь + + . ми спорт лодка палатка читает идет пишет сидит спит подлетает

+ палата + + пис + + вест

стирает поливает вешает забивает

— половой вешать за…

Спонтанная речь

1. Рассказ о своей болезни. Ну вот …Это …Я не знаю…

2. Рассказ по картинке «Семья»

Мама режет хлеб. Бабка … чай … Мальчик делает уроки. Ребенок играет…

Повторение звуков а у и б п к г д л н

+ + + + + + + + +Л, н

Повторение слов

_а ___ у_ и

+ + +

мама папа лес машина кошка половник полковник

+ + + + + + +

поклонник замок замок водопровод радиоприемник + + + + +

кораблекрушение Занзибар + +

Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети играют.

Ночью произошло землетрясение. Ночью землетрясение.

Называние

дом стол дорога окно машинамолоток микрофон

+ + + окол + + негро, микро, +

значок палатка лодка читает идет пишет спит

+ + + + + пис, писать +

сидит подметает стирает забивает вешает

+ метла + бол +

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика