Яндекс.Метрика

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

1. Прием письма и чтения, т. е. чтение и письмо в этом случае выступают не как объекты, нуждающиеся в восстановлении, а как прием восстановления и закрепления связной фразовой речи: письмо фраз и текстов с пропущенными словами, позже _ составление фраз по заданной сюжетной картинке (с опорой на схему предложения), еще позже — составление фраз из заданных в письменной форме (на карточках) слов, чтение всех предложений, записанных таким образом, выбор сюжетных картинок, соответствующих записанным фразам, из трех-четырех предложенных педагогом, и др.

2. Прием диалога практически применяется в процессе всего цикла обучения, начиная с первой (растормаживаю- щей речь) стадии. Однако меняются задачи этого метода, усложняются процедура и материал, хотя цель остается одной и той же — восстановление устной связной речи, восстановление вербального общения. Если на первой стадии прием диалога служит задаче введения больного в контекст беседы и работы, задаче установления общего и вербального контакта, а на второй стадии — задаче восстановления предикативности речи и т. д., то на четвертой стадии этот прием в системе других приемов решает задачу-восстановления произнесения не отдельных фраз, а связной речи, коммуникации. Больного учат произносить фразы, связанные по смыслу с репликами собеседника.

Процедура и способы применения могут быть разными, но требование к ним одно — постепенное усложнение диалога как со стороны содержания, так и со стороны грамматики и лексики. Сначала диалог ведется по сюжетной картинке: педагог задает вопросы, а больной отвечает, позже вопросы и ответы делятся пополам, т. е. часть вопросов задает педагог, а другую часть — больной.

3. Прием ролевых речевых игр как бы продолжает прием диалога, но увеличивает элемент самостоятельности, активности в речи больного.

Сначала ситуация и роли беседы задаются сюжетной картинкой (иногда — остросюжетной). Педагог делит роли, и сюжет картинки проговаривается по ролям. Этому приему обычно предшествует работа с баснями — чтение их по ролям, затем проговаривание по ролям наизусть с опорой на картинку.

Эта система приемов направлена на восстановление способа использования связной речи — знание контекста (замысла высказывания), использование лексики и грамматического построения из реплик партнера, использование простых нераспространенных предложений.

Материалом для работы на этой стадии должны служить сначала простые по грамматической конструкции предложения и высокочастотная лексика. Это относится и к методу диалога и к приему «ролевых игр». Вербальный и картиночный материал постепенно должен усложняться. Весь материал должен отвечать и требованию эмоциональности и индивидуальности больного, учитывать его профессию и уровень образования.

***

Ниже приводится пример динамики восстановления устной речи у больного с эфферентной моторной афазией.

Больной Ц. (ист. б. № 840/8131), 44 лет. Поступил в клинику нервных болезней 1-го МОИМИ 2.04.82 г. на восстановительное обучение с диагнозом: остаточные явления нарушения мозгового кровообращения в левой средней мозговой артерии. В неврологическом статусе больного отмечалась легкая недостаточность VII и XII пар черепно-мозговых нервов справа, правосторонний гемипарез со снижением силы в руке до 2 баллов в кисти и проксимального отдела до 3—3,5 баллов, в ноге до 3 баллов, правосторонняя гемигипостезия.

В нейропсихологическом статусе в сфере праксиса отмечалась тенденция к упрощению в динамическом праксисе, единичные ошибки по типу зеркальности в праксисе позы, трудности перешифровки и замедленность в пробах Хэда. При выполнении пробы на ритмы появлялись трудности переключения. Зрительный гнозис без нарушений. Спонтанная речь бедная, замедленная, на уровне простой фразы, резко выражен аграмматизм, легкие дефекты артикуляции слов. Подпевание в значительной степени сохранено. Понимание обращенной речи хорошее. Трудности возникают при дифференцировке слов из одного семантического поля и слов, близких по артикуляции. Письмо и чтение несколько более сохранено, чем устная речь, однако имеются отчетливые дефекты кинетического и кинестетического анализа, как и в устной речи.

Таким образом, к моменту поступления на обучение у больного отмечался отчетливый синдром поражения заднелобных отделов коры левого полушария с вовлечением в патологический очаг нижнетеменных отделов. У больного имели место эфферентная моторная афазия, аграфия, алексия (с элементами афферентной моторной афазии).

Речь при поступлении

Повторение звуков

б п к г д т л л

+ + п, к к,ка ….. п,т д д +

Повторение слов мама, папа, дом, лес, кошка, полковник, половник, поклонник + + + + + + пол, пол по водопровод, радиоприемник, кораблекрушение. Занзибар + + корабер —

Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети школу.

Ночью произошло землетрясение. На ветке елки гнездо птички. Ночью порефе ветки

Называние

дом стол дорога окно машина молотокмикрофон значок

+ + + оконь + + . ми спорт лодка палатка читает идет пишет сидит спит подлетает

+ палата + + пис + + вест

стирает поливает вешает забивает

— половой вешать за…

Спонтанная речь

1. Рассказ о своей болезни. Ну вот …Это …Я не знаю…

2. Рассказ по картинке «Семья»

Мама режет хлеб. Бабка … чай … Мальчик делает уроки. Ребенок играет…

Повторение звуков а у и б п к г д л н

+ + + + + + + + +Л, н

Повторение слов

_а ___ у_ и

+ + +

мама папа лес машина кошка половник полковник

+ + + + + + +

поклонник замок замок водопровод радиоприемник + + + + +

кораблекрушение Занзибар + +

Повторение фраз Мальчик играет. Дети идут в школу. + Дети играют.

Ночью произошло землетрясение. Ночью землетрясение.

Называние

дом стол дорога окно машинамолоток микрофон

+ + + окол + + негро, микро, +

значок палатка лодка читает идет пишет спит

+ + + + + пис, писать +

сидит подметает стирает забивает вешает

+ метла + бол +

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.