canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Интонационные и эмоциональные методы. Использование интонационных и эмоциональных методов восстановления речи

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Наша речь имеет ряд характеристик, которые неотъемлемы от ее произносительной и семантической стороны. Это интонация, мелодика, ритм, акцентуация, и они нередко остаются либо полностью сохранными — при афазиях, возникающих при поражении задней речевой зоны, либо нарушаются при поражении передней речевой зоны. Использование этих характеристик речи для восстановления восприятия и понимания речи и ее произносительной стороны (н§ первых, растормаживающих речь стадиях) является эффективным методом подготовки больного к речи, к созданию интенции. Поэтому необходимо воздействие на интенцию  речи.

Л. С. Выготский рассматривал интенцию как «чувствование задачи», или как «смутное желание» (Выготский. \95Щ С. 190). А. П. Анохин, говоря о факторах, обусловливающие! речевую интенцию, выдвинул следующие: 1) доминирующую мотивацию и 2) обстановочную афферентацию, или что он называет «нервной моделью обстановки», которая возникает под воздействием различных раздражителей окружающей ситуации. Нам представляется, что речевая интенция возникает и из воздействия окружающей обстановки, из возникновения мотивации и определяется:

1) физиологической готовностью определенных речевых  зон мозга к речи (преднастройка артикулярного аппарата и других мышц, участвующих в речевом акте и в целом коммуникативном акте);

2) психологической готовностью субъекта к коммуникации, к речи.

Интенция проявляется:

а) в смутном желании говорить;

б) в «чувствовании задачи»;

в) в появлении общего генерализованного смысла речи (что, о чем).

Учитывая эти неформализуемые состояния в психической сфере субъекта, необходимо на первой стадии восстановительного обучения больных с моторными формами афазии и с динамической афазией воздействовать специальными методами для возникновения у больных психологической готовности к речи, создавать условия для возникновения намерения и желания говорить.

Такими методами могут быть методы, воздействующие на эмоциональную сферу больного, на интонационный и ритмический компонент речи и др., на сферу воспоминаний. Для воздействия на физиологический фон интенции необходимо проводить занятия на фоне соответствующей лекарственной терапии (Цветкова, 1975). Психолого-педагогические и медикаментозные воздействия на сферу интенции речи следует проводить одновременно.

Слово всегда произносится известным тоном, писал А. Потебня. Интонация делает речь коммуникативно законченной, она же и опосредует восприятие речи. Известно, что интонация воспринимается как некоторое единство, имеющее определенное коммуникативное значение (Р. В. Тонкова-Ямпольская). Поэтому использование метода интонации позволит не только воздействовать на интенцию речи, готовность к ней, но и способствовать всплыванию некоторых значений, лежащих за ней. С этой целью применяются следующие интонационные методы:

1. Больному произносится предложение, четко интонированное, и он должен найти соответствующую интонации картинку или ее составные части (метод «интонированного предложения»).

2. Затем проводится произвольная работа над интонацией и ее связями с соответствующими предложениями.

3. Позже применяется «метод самостоятельного интонирования» заданных в письменной форме предложений, а в грубых случаях нарушения речи на основе заданных картинок с эмоциональным сюжетом. Джеймс писал, что ритм слова может присутствовать, не выражаясь в звуках, это может быть неуловимое ощущение гласного или согласного или слова (1982). Эту способность ритма речи нужно использовать при ее растормаживании.

4. С целью использования сохранного ритма речи у этой группы больных, в отличие от больных с эфферентной моторной афазией, следует широко использовать чтение стихов, известных больному, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.

5. Широко используются, и не только на этой стадии, чтение или прослушивание известных песен, что создает соответствующее настроение у больного, вызывая положительные эмоции, воспоминания, актуализируя образы-представления, и все это способствует восстановлению умения произносить слова сначала только в процессе чтения, а позже и вне его.

На этой стадии широко применяются также эмоциональные методы.

1. Эффективным методом является метод чтения педагогом эмоционально насыщенного событийного рассказа или рассказа о близких больному событиях, проводящегося с опорой на соответствующие теме картинки и отдельные написанные слова. Это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей больного. Больной начинает реагировать на содержание рассказа, и нередко у него всплывает эмоционально выразительная речь, а иногда и продуктивная («ах, черт возьми», «подай скорее!», «тихо-тихо», «ай-яй-яй!», «нехорошо», «здорово» и др.).

2. Существенное значение имеет и включение эмоциональной речи, например воспроизведение имен близких больному людей, обозначений, связанных с профессией или любимым делом больного и т. д.

Параллельно с этой работой (или последовательно) проводится работа непосредственно над оживлением образа слова, его значения и смысла, значения и смысла целых ситуаций. А. Потебня писал, что «образ звука следует за образом предмета и ассоциируется с ним. При восприятии или воспоминании предмета появится образ предмета, вслед за ним образ звука, а потом и сам звук» {Потебня, 1905. С. 98).

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии – предыдущая  | следующая –  6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика