6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Наша речь имеет ряд характеристик, которые неотъемлемы от ее произносительной и семантической стороны. Это интонация, мелодика, ритм, акцентуация, и они нередко остаются либо полностью сохранными — при афазиях, возникающих при поражении задней речевой зоны, либо нарушаются при поражении передней речевой зоны. Использование этих характеристик речи для восстановления восприятия и понимания речи и ее произносительной стороны (н§ первых, растормаживающих речь стадиях) является эффективным методом подготовки больного к речи, к созданию интенции. Поэтому необходимо воздействие на интенцию  речи.

Л. С. Выготский рассматривал интенцию как «чувствование задачи», или как «смутное желание» (Выготский. \95Щ С. 190). А. П. Анохин, говоря о факторах, обусловливающие! речевую интенцию, выдвинул следующие: 1) доминирующую мотивацию и 2) обстановочную афферентацию, или что он называет «нервной моделью обстановки», которая возникает под воздействием различных раздражителей окружающей ситуации. Нам представляется, что речевая интенция возникает и из воздействия окружающей обстановки, из возникновения мотивации и определяется:

1) физиологической готовностью определенных речевых  зон мозга к речи (преднастройка артикулярного аппарата и других мышц, участвующих в речевом акте и в целом коммуникативном акте);

2) психологической готовностью субъекта к коммуникации, к речи.

Интенция проявляется:

а) в смутном желании говорить;

б) в «чувствовании задачи»;

в) в появлении общего генерализованного смысла речи (что, о чем).

Учитывая эти неформализуемые состояния в психической сфере субъекта, необходимо на первой стадии восстановительного обучения больных с моторными формами афазии и с динамической афазией воздействовать специальными методами для возникновения у больных психологической готовности к речи, создавать условия для возникновения намерения и желания говорить.

Такими методами могут быть методы, воздействующие на эмоциональную сферу больного, на интонационный и ритмический компонент речи и др., на сферу воспоминаний. Для воздействия на физиологический фон интенции необходимо проводить занятия на фоне соответствующей лекарственной терапии (Цветкова, 1975). Психолого-педагогические и медикаментозные воздействия на сферу интенции речи следует проводить одновременно.

Слово всегда произносится известным тоном, писал А. Потебня. Интонация делает речь коммуникативно законченной, она же и опосредует восприятие речи. Известно, что интонация воспринимается как некоторое единство, имеющее определенное коммуникативное значение (Р. В. Тонкова-Ямпольская). Поэтому использование метода интонации позволит не только воздействовать на интенцию речи, готовность к ней, но и способствовать всплыванию некоторых значений, лежащих за ней. С этой целью применяются следующие интонационные методы:

1. Больному произносится предложение, четко интонированное, и он должен найти соответствующую интонации картинку или ее составные части (метод «интонированного предложения»).

2. Затем проводится произвольная работа над интонацией и ее связями с соответствующими предложениями.

3. Позже применяется «метод самостоятельного интонирования» заданных в письменной форме предложений, а в грубых случаях нарушения речи на основе заданных картинок с эмоциональным сюжетом. Джеймс писал, что ритм слова может присутствовать, не выражаясь в звуках, это может быть неуловимое ощущение гласного или согласного или слова (1982). Эту способность ритма речи нужно использовать при ее растормаживании.

4. С целью использования сохранного ритма речи у этой группы больных, в отличие от больных с эфферентной моторной афазией, следует широко использовать чтение стихов, известных больному, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.

5. Широко используются, и не только на этой стадии, чтение или прослушивание известных песен, что создает соответствующее настроение у больного, вызывая положительные эмоции, воспоминания, актуализируя образы-представления, и все это способствует восстановлению умения произносить слова сначала только в процессе чтения, а позже и вне его.

На этой стадии широко применяются также эмоциональные методы.

1. Эффективным методом является метод чтения педагогом эмоционально насыщенного событийного рассказа или рассказа о близких больному событиях, проводящегося с опорой на соответствующие теме картинки и отдельные написанные слова. Это способствует оживлению эмоций и прежних речевых связей больного. Больной начинает реагировать на содержание рассказа, и нередко у него всплывает эмоционально выразительная речь, а иногда и продуктивная («ах, черт возьми», «подай скорее!», «тихо-тихо», «ай-яй-яй!», «нехорошо», «здорово» и др.).

2. Существенное значение имеет и включение эмоциональной речи, например воспроизведение имен близких больному людей, обозначений, связанных с профессией или любимым делом больного и т. д.

Параллельно с этой работой (или последовательно) проводится работа непосредственно над оживлением образа слова, его значения и смысла, значения и смысла целых ситуаций. А. Потебня писал, что «образ звука следует за образом предмета и ассоциируется с ним. При восприятии или воспоминании предмета появится образ предмета, вслед за ним образ звука, а потом и сам звук» {Потебня, 1905. С. 98).

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии – предыдущая  | следующая –  6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.