Яндекс.Метрика

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

С этой целью применяются невербальные методы. Ниже опишем некоторые из них.

1. Метод классификации предметов по задан ному признаку.

2. Метод рисования отдельных предметов по заданному признаку: больному предлагается нарисовать дерево, стол и т. д.; позже даются задания на обобщенное значение — нарисовать «овощи», «мебель», то, что сделано из дерева, из стекла, что растет, и т. д.

3. После рисования проводится классификация предметных картинок по тем же признакам.

4. Метод «Четвертый лишний», невербальный его вариант: больной должен из лежащих перед ним картинок выбрать «лишний» предмет.

5. Метод «Целое и части», где от больного требуется составить из частей целый предмет, используя эти же части с добавлением других или изъятием некоторых прежних, составить другой предмет (например, перед больным лежат ножки (от стола или стула), столешница, спинка и сиденье от стула, части от этажерки и книжного шкафа и т. д., вырезанные из картона).

Все эти виды невербальной работы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает, обобщения слов в группы и т. д.

К невербальным методам относится и целый ряд игр — домино, лото, шахматы, шашки. Применение этих предметов дает высокий эффект, так как позволяет восстановить: 1) эмоционально-выразительную речь — отдельные фра- зы — «ох!»; «нет-нет», «это не так»; «я снова!»; «ура!»; «у меня хорошо»; «так-так-так!»; «вот вам!»; «вот тебе и на!»; 2) создать хороший эмоциональный фон, способствующий растормаживанию речи, актуализации и закреплению продуктивных слов.

Вербальные методы не менее эффективны для растормаживания у больных непроизвольно протекающих речевых процессов.

1)  Полезен метод проговаривания рядовой и автоматизированной речи. На основе слуховой стимуляции кинестетического аппарата у больных могут всплывать определенные слова и умение их произнесения. Способ реализации этого метода:

а) сначала совместное (сопряженное) с педагогом проговаривание ряда (один, два, три, четыре… или понедельник, вторник… и др.);

б) затем сопряженно-отраженное повторение, т. е. повторение вслед за педагогом;

в) после отраженное, т. е. обычное, повторение за педагогом;

г) и после всех этих упражнений самостоятельное произнесение речевых рядов.

Материалом могут служить стихотворения, некоторые словосочетания, упроченная в прошлом опыте рядовая речь и т. д.

2. Чтение стихотворений способствует на мнестической  ритмико-мелодической основе актуализации упроченной речи.

3. Эффективным методом растормаживания является метод диалога. Процедура применения этого метода требует, подбора материала: частотной лексики, простой грамматики, известной ситуации. Перед диалогом необходимо применить метод «введения в контекст», чтобы больной знал о теме беседы. Вначале диалог ведется по сюжетной картинке, — по которой педагог задает вопросы, а больной, опираясь на картинку и вопросы педагога, отвечает, а позже, когда у больного будет восстановлена способность произносить некоторые слова, формулировать и задавать вопросы должен больной.

4. Метод беседы, в котором используются привычные вопросы и ответы. Темы бесед должны быть частотными, знакомыми больному, эмоционально насыщенными — о доме, о семье, о работе, о больничных делах и др. Здесь широко используется рядовая и автоматизированная речь.

5. Цифровой метод также способствует растормаживанию упроченных в речи субъекта слов — наименований цифр И чисел. Лучше всего это делать в процессе реальных действий с числами: например, больного просят разложить цифры до 10 и назвать каждую цифру, затем педагог создает различные числовые комбинации, а больной называет, затем больной по словесной инструкции педагога составляет различные числовые комбинации, производит арифметические действия в пределах первого десятка (сложение, вычитание и другие действия). Отвлечение от самой речи и переключение внимания на операции с числами усиливают эффективность этого и других подобных методов, в которых предметом действия является не речь, а рисование, игра, конструирование ит. д.

Все описанные методы и действуют по этому механизму — переключить внимание больного с речи, сделав ее не предметом действия, а целью, результатом этого действия.

Во всех этих методах заключен и другой психологический механизм, способствующий растормаживанию речи, — это восстановление modus operandi (по Л. С. Выготскому), т. е. привычного способа и механизма действия, в нашем случае артикуляторного аппарата.

На второй стадии ставится и решается главная задача обучения — восстановление умения произносить отдельные слова. Традиционный оптико-тактильный метод направлен на восстановление произнесения отдельных звуков путем опоры на оральный образ звука и контроль позы звука через зеркало. Этот метод привнесен в афазиологию из дефектологии и не соответствует механизмам нарушения речи при афферентной моторной афазии. Он ведет работу «в лоб» над нарушенным артикуляторным звеном в структуре речи, действия произнесения звука отрабатываются на произвольном, осознанном уровне. Все это противопоказано при афферентной моторной афазии. Во-первых, звук для человека не несет никакой информации, нужно работать на информативном, смысловом и значимом для больного вербальном материале. Во-вторых, известно, что произнесение слова для этой группы больных проще, чем произнесение отдельных звуков, в невозможности произнесения этих звуков и лежит центральный дефект, а его нужно снять обходными, а не прямыми методами.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.