canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

вербальные и невербальные методы восстановления речи при афферентной афазии

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

С этой целью применяются невербальные методы. Ниже опишем некоторые из них.

1. Метод классификации предметов по задан ному признаку.

2. Метод рисования отдельных предметов по заданному признаку: больному предлагается нарисовать дерево, стол и т. д.; позже даются задания на обобщенное значение — нарисовать «овощи», «мебель», то, что сделано из дерева, из стекла, что растет, и т. д.

3. После рисования проводится классификация предметных картинок по тем же признакам.

4. Метод «Четвертый лишний», невербальный его вариант: больной должен из лежащих перед ним картинок выбрать «лишний» предмет.

5. Метод «Целое и части», где от больного требуется составить из частей целый предмет, используя эти же части с добавлением других или изъятием некоторых прежних, составить другой предмет (например, перед больным лежат ножки (от стола или стула), столешница, спинка и сиденье от стула, части от этажерки и книжного шкафа и т. д., вырезанные из картона).

Все эти виды невербальной работы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает, обобщения слов в группы и т. д.

К невербальным методам относится и целый ряд игр — домино, лото, шахматы, шашки. Применение этих предметов дает высокий эффект, так как позволяет восстановить: 1) эмоционально-выразительную речь — отдельные фра- зы — «ох!»; «нет-нет», «это не так»; «я снова!»; «ура!»; «у меня хорошо»; «так-так-так!»; «вот вам!»; «вот тебе и на!»; 2) создать хороший эмоциональный фон, способствующий растормаживанию речи, актуализации и закреплению продуктивных слов.

Вербальные методы не менее эффективны для растормаживания у больных непроизвольно протекающих речевых процессов.

1)  Полезен метод проговаривания рядовой и автоматизированной речи. На основе слуховой стимуляции кинестетического аппарата у больных могут всплывать определенные слова и умение их произнесения. Способ реализации этого метода:

а) сначала совместное (сопряженное) с педагогом проговаривание ряда (один, два, три, четыре… или понедельник, вторник… и др.);

б) затем сопряженно-отраженное повторение, т. е. повторение вслед за педагогом;

в) после отраженное, т. е. обычное, повторение за педагогом;

г) и после всех этих упражнений самостоятельное произнесение речевых рядов.

Материалом могут служить стихотворения, некоторые словосочетания, упроченная в прошлом опыте рядовая речь и т. д.

2. Чтение стихотворений способствует на мнестической  ритмико-мелодической основе актуализации упроченной речи.

3. Эффективным методом растормаживания является метод диалога. Процедура применения этого метода требует, подбора материала: частотной лексики, простой грамматики, известной ситуации. Перед диалогом необходимо применить метод «введения в контекст», чтобы больной знал о теме беседы. Вначале диалог ведется по сюжетной картинке, — по которой педагог задает вопросы, а больной, опираясь на картинку и вопросы педагога, отвечает, а позже, когда у больного будет восстановлена способность произносить некоторые слова, формулировать и задавать вопросы должен больной.

4. Метод беседы, в котором используются привычные вопросы и ответы. Темы бесед должны быть частотными, знакомыми больному, эмоционально насыщенными — о доме, о семье, о работе, о больничных делах и др. Здесь широко используется рядовая и автоматизированная речь.

5. Цифровой метод также способствует растормаживанию упроченных в речи субъекта слов — наименований цифр И чисел. Лучше всего это делать в процессе реальных действий с числами: например, больного просят разложить цифры до 10 и назвать каждую цифру, затем педагог создает различные числовые комбинации, а больной называет, затем больной по словесной инструкции педагога составляет различные числовые комбинации, производит арифметические действия в пределах первого десятка (сложение, вычитание и другие действия). Отвлечение от самой речи и переключение внимания на операции с числами усиливают эффективность этого и других подобных методов, в которых предметом действия является не речь, а рисование, игра, конструирование ит. д.

Все описанные методы и действуют по этому механизму — переключить внимание больного с речи, сделав ее не предметом действия, а целью, результатом этого действия.

Во всех этих методах заключен и другой психологический механизм, способствующий растормаживанию речи, — это восстановление modus operandi (по Л. С. Выготскому), т. е. привычного способа и механизма действия, в нашем случае артикуляторного аппарата.

На второй стадии ставится и решается главная задача обучения — восстановление умения произносить отдельные слова. Традиционный оптико-тактильный метод направлен на восстановление произнесения отдельных звуков путем опоры на оральный образ звука и контроль позы звука через зеркало. Этот метод привнесен в афазиологию из дефектологии и не соответствует механизмам нарушения речи при афферентной моторной афазии. Он ведет работу «в лоб» над нарушенным артикуляторным звеном в структуре речи, действия произнесения звука отрабатываются на произвольном, осознанном уровне. Все это противопоказано при афферентной моторной афазии. Во-первых, звук для человека не несет никакой информации, нужно работать на информативном, смысловом и значимом для больного вербальном материале. Во-вторых, известно, что произнесение слова для этой группы больных проще, чем произнесение отдельных звуков, в невозможности произнесения этих звуков и лежит центральный дефект, а его нужно снять обходными, а не прямыми методами.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика