/     /  
РАЗДЕЛ III КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

РАЗДЕЛ III КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте

7.1. Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте Поражения нервной системы, с учетом причин, приводящих к разным патологическим состояниям, отклонениям в психическом развитии ребенка, можно сгруппировать следующим образом (Бадалян Л. О., 1984; Петрухин А. С., 2004).
  1. Перинатальные поражения нервной системы, обусловленные вредными воздействиями в период беременности, во время ро­дов и ранний послеродовой период (перинатальный период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки после рождения). К патогенным факторам можно отнести забо­левания матери:
  • интоксикации, инфекции, токсикозы и др.;
  • повреждения нервной системы во время родов вследствие аку­шерских манипуляций;
  • средовые воздействия в виде различных экологических фак­торов.
Более раннее время воздействия на нервную систему приводит к более выраженным клиническим проявлениям в будущем, при этом разные вредные влияния могут приводить к сходным по­следствиям. Наиболее часто в перинатальной патологии встречаются асфик­сия (кислородная недостаточность) при рождении и внутриче­репные родовые травмы (кровоизлияния в мозг, нарушения моз­гового кровообращения).
 
  1. Наследственные заболевания нервной системы, связанные с из­менениями генетической информации. Для наследственных забо­леваний характерны прогрессирующий тип развития нарушений, прямое или опосредствованное поражение определенных от­делов мозга, периферических отделов нервной системы, мышц. Дегенеративные процессы могут локализоваться в конкретных отделах нервной системы — мозжечке, экстрапирамидной, пи­рамидной системах. С другой стороны, например, при наслед­ственном нарушении обмена аминокислот (фенилкетонурии) образуются вещества, токсически воздействующие на централь­ную нервную систему, что, в свою очередь, приводит к наруше­нию процессов миелинизации.
  2. Инфекционные заболевания нервной системы наиболее часты в детской неврологии. Эти процессы могут захватывать различ­ные отделы нервной системы, оболочки, сосуды мозга. К пора­жениям головного мозга относятся энцефалиты — воспаления вещества мозга, менингиты — воспаления мозговых оболочек.
  3. Черепно-мозговые травмы составляют около половины всех случаев травматических повреждений в детском возрасте.
  4. Опухоли головного мозга у детей составляют до 5 % случаев органических повреждений центральной нервной системы. У маль­чиков новообразования встречаются несколько чаще, чем у де­вочек.
  5. Эпилепсия — хроническое прогрессирующее наследственно обу­словленное или приобретенное заболевание, сопровождающее­ся расстройствами сознания, судорогами, психическими изме­нениями.
Причины возникновения различных повреждений центральной не­рвной системы многообразны. К ним можно, в самом общем виде, от­нести биологические (врожденные) и средовые, обусловленные раз­личными внешними вредностями (органического и неорганического характера). Отрицательное влияние наследственности связано с наследствен­ными заболеваниями, болезнями родителей (наркомания, алкого­лизм, токсикомания), неудачным сочетанием генетических кодов родителей и др. Неблагоприятное влияние на протекание внутриутробного разви­тия оказывают травмы, токсикозы, стрессы, тяжелые соматические заболевания, экологические факторы и т. д. В постнатальном периоде на возможные отклонения в формировании нервной системы и пси­хическом развитии ребенка оказывают действие те же факторы, но существенную роль начинает играть и такой фактор, как социальная ситуация развития ребенка. Важным фактором, приводящим к органически обусловленным на­рушениям психического развития, является питание, особенно в пер­вые два года жизни ребенка, которые связаны с быстрым ростом тела и мозга (Берк Л. Е., 2006). Большую роль при этом играет грудное вскармливание. В бедных регионах мира, где наблюдается преимущественно грудное вскармли­вание, дети в меньшей степени страдают от недоедания и в 6-14 раз чаще выживают на первом году жизни по сравнению с младенцами в развитых странах. Это связано со сбалансированностью грудного мо­лока, наличием в нем защитных механизмов от респираторных и ки­шечных заболеваний, которыми наиболее часто страдают дети. Груд­ное вскармливание в течение 6 месяцев позволило бы спасть жизни 1 миллиона младенцев ежегодно. От недостаточного питания страдает 40-60 % детей во всем мире. Недоедание оказывает влияние на способность к обучению и на пове­дение. Предполагается, что оно приводит к нарушению процессов ми- елинизации, к потере веса мозга в ходе его созревания. В результате этого наблюдается снижение когнитивных способностей, плохо фор­мируются координация тонкой моторики, регуляция внимания, сни­жается стрессоустойчнвость. Одним из наиболее важных, неорганически обусловленных факто­ров, которые приводят к нарушению развития, является эмоциональ­ное благополучие, связанное с проявлениями любви, внимания к ре­бенку. Л. Е. Берк, американская специалистка по детскому развитию, счи­тает, что функциональная задержка развития, обусловленная этим фак­тором, может проявляться в двух формах. Первая из них манифестируется с 18 месяцев в виде симптомов общего истощения, апатии, отчужденности. Ребенок тревожно отсле­живает действия взрослых, не отвечает улыбкой на приближение ма­тери, отводит от нее глаза. Такие проявления связывают с семейной атмосферой, холодностью и враждебностью матери, а действия ребен­ка в этом случае выполняют защитную функцию. Вторая форма представляет собой психосоциальную задержку роста, которая проявляется в возрасте от 2 до 15 лет. Основным здесь выступает снижение роста и трудности адаптации (последнее от­личает их от детей с нормальным низким ростом). Предполагается, что эмоциональная депривация приводит у таких детей к наруше­нию связи между гипоталамусом и гиппокампом, а это, в свою оче­редь, — к задержке роста. Снятие эмоциональной блокады приво­дит к компенсации.  

речь - предыдущая | следующая - поражения мозга

Оглавление - Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)