/     /  
Представление о болезни

Представление о болезни

Goldscheider еще в 1929 г. [цит. по Р. А. Лурия, 1977] обратил внимание на ощущения, переживания и представления больного о своей болезни, которые он назвал аутопластической картиной заболевания. Им выявлены сензитивная и интеллектуальная части этой картины. Первая составляет субъективные ощущения, вторая является размышлениями о своей жизни. Е. А. Шевалев (1936) предложил понятие «пережива­ние болезни» и рассматривал его, как сложный комплекс новых ощущений, мыслей и чувств. Особое место в изучении психологического аспекта соматического заболевания принадлежит работа Р. А. Лурия (1944), который выдвинул понятие «внутренняя картина болез­ни». К ней он относил весь внутренний мир больного, т.е. все то, что испытывает и переживает больной, его ощущения и представления о своей болезни и ее причинах. Т. Н. Резникова и В. М. Смирнов (1976) предприняли попытку моделирования «внутренней кар­тины болезни». В основе этой модели – понятие о цере­бральном информационном поле болезни. Это относи­тельно стабильная мозговая функциональная структу­ра, формирующаяся на основе всей информации о болезни.

В дальнейшем реакции больных на соматические заболевания получили в литературе различные опреде­ления. Так, например, В. Н. Мясищев (1935), К. А. Скворцов (1958) предложили понятие «отношение к болезни»; Е. К. Краснушкин (1950) и Л. Л. Рох­лин (1972) обозначили их как «сознание болезни»; С. С. Либих (1977) —как «концепция болезни». Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976), И. В. Мохина (1978) отношение больных к соматическому забо­леванию определяют как «реакцию на болезнь». Такая разнородность предлагаемых определений личностных реакций на соматическое страдание отра­жает сложность проблемы, связанную, в частности, с чрезвычайной полиморфностью субъективных пере­живаний больного. Отсюда вытекает целесообразность дальнейших исследований закономерностей (различий и сходства) личностных реакций на соматические заболевания.

Формирование отношения к болезни, т. е. то, что мы отнесли к третьему этапу соматонозогнозий, происходит у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания, так как человек уже с малых лет видит, как болеют окружающие его лица. Страдая сам, он сопоставляет проявления болезни у себя и свои переживания с тем, что он усвоил, наблюдая страдания других. В результате у больного вырабатывается свое понятие о болезни. Процесс формирования представления о болезни весьма сложный, противоречивый и динамичный, детерминированный социальной средой, в которой происходит становление, жизнь и деятельность личности. Поэтому в индивидуальное представление о болезни должна включаться и общесоциальная оценка ее. Таким образом, понятие о болезни у каждого человека представляет собой сплав социального и личного. Именно такое представление о болезни и определяет ее оценочный аспект.

В последнее время относительно отчетливо стали выделять следующие компоненты личностного реагирования на соматическую болезнь в зависимости от ее характера: витальный, общественно-профессионально-трудовой, этический, эстетический и связанный с интимной жизнью [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976]. Эти компоненты, по нашему мнению, и составляют структуру оценочного этапа соматонозогнозий. В современной психологии все больше признается положение о существовании «жестко запрограммированных», «непосредственных» значений воздействующих на человека сигналов. Но помимо них любой сигнал может приобретать «значение» «преходяще-ситуационное», или «опосредованное», определяемое не объективными характеристиками воздействующего смысла, а «историей» субъекта, воспринявшего этот стимул, или особенностями ситуации, в которой стимул воздействовал. Возникающее на этой основе понятие неформализуемости «опосредованных ситуационных смыслов» приводит к пониманию психологических процессов и состояний как собственно психологического аспекта действительности. Это находит свое выражение в переживаниях, рожденных не аффективно-безразличными для больного различными ситуациями, а тесно спаянных с его жизнью, имеющих важное для него «значение», полных глубокого, волнующего его «смысла» [Бассин Ф.В., 1972].

Звучание значимости каждого из этих компонентов выявляет заинтересованность того или иного уровня личности больного. Понятие уровня отражает иерархическую организацию систем [Васюков Н. В. 1977]. Всеобщий принцип иерархии означает, что каждый феномен должен быть включен в иерархическую лестницу, в которой низшие ступени субординированы высшими. При оценке уровня личности как структурно-функционального образования мы исходили из понимая ее как интегральной целостности биогенных, психогенных и социогенных элементов, которые взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное единство структуры и функционирования. В акт действия сопряжено вовлекаются все эти три уровня личности [Щепанский Я., 1969; Ануфриев Е.А., 1971].

Так выраженность витального компонента в структуpe соматонозогнозий выявляет предпочтительность биологического уровня, как это наблюдается, например, у больных с ишемической болезнью сердца. Превалирование же значимости эстетического и интимного компонентов (при косметических дефектах, урологических заболеваниях и др.) подчеркивает преимущественную заинтересованность индивидуально-психологического уровня, а акцентуирование профессионально-трудового и этического компонентов адресуется к социально-психологическому уровню личности (при травмах с последующей инвалидизацией, венерических заболеваниях и др.).

Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизм индивидуального представления о болезни. Больной оценивает ее не только в целом, но и анализирует отдельные симптомы. Он имеет собственный «диагноз» болезни, свои суждения о причинах, предсказании и лечении заболевания. Психологическая картина соматического страдания, таким образом, преломляется в каждом конкретном случае по-своему, приобретая соответствующую индивидуальную окраску. Она обусловлена как совокупностью индивидуальных особенностей личности, так и своеобразием болезни, а также ситуа­цией, в которой оказывается больной. Однако понятие «больной», к сожалению, до настоящего времени про­должает оставаться недостаточно разработанным. При его определении, как нам представляется, основопола­гающим следует считать диалектическое единство боль­ного и болезни, их биопсихосоциальную сущность. Уже классики отечественной медицины М. Я. Мудров и С. П. Боткин не противопоставляли болезнь больному, а, наоборот, как отмечалось, рассматривали их в един­стве.

Исходя из позиций материалистическои диалектики, больной, как справедливо указывает В. П. Петленко (I960), — это единичное, индивидуальное, специфиче­ское. Болезнь — общее. Понятие «больного» есть единство общего и специфического. Развивая эти поло­жения, Р. П. Колтунова (1973) пишет, что больной — это человек, в котором объединены в сложном единстве и взаимообусловленности его организм и личность. Эта связь заключается в том, что личность наклады­вает отпечаток на возникновение, течение и исход заболевания. Другая сторона связи – изменение личности под влиянием болезней и лечения.

Сенсологический этап – предыдущая | следующая – Отношение к заболеванию

Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)