VI. Праксис. Исследованию праксиса предшествует тщательное знакомство с данными клинического анализа двигательных функций: силы и точности движений, состояния мышечного тонуса, наличия гиперкииезов и т. д. не только в конечностях (руках), но и артикуляторного аппарата.
35. Идеаторный и идеомоторный праксис исследуют далее, предлагая больному выполнять действия с реальными предметами, например: зажечь спичку, причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу и т. д.; действия с воображаемыми предметами, например: показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в чашке; символические действия: попрощаться, поманить пальцем, отдать воинское приветствие и др.
36. Конструктивный праксис. Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квадрата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрезков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, трапеции с треугольником внутри и т. д.
37. Динамический праксис (по А. Р. Лурия). Проба «кулак— ладонь — ребро» выполняется по зрительному показу одной (здоровой) рукой; при этом больному предлагается последовательно ударять по столу кистью руки, сжатой в кулак, плашмя и ребром: кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь; ладонь — ребро — кулак и т. д. Проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому), при которой больному предлагается одновременно сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую; эти движения чередуются несколько раз. Проба проводится при отсутствии у больных явлений пареза. Проба па усвоение заданной последовательности движений пальцев рук (постукивание по столу) по зрительному показу, например: II—III—IV пальцы; I—V—I пальцы и другие варианты. Проба на усвоение заданной последовательности движений пальцев по пропрпоцептивпому показу (глаза испытуемого закрыты, порядок движений демонстрируется с помощью пассивных движений пальцев экспериментатором), например: I — III — II пальцы; II — I — IV пальцы и т. д. Воспроизведение заданного графического стереотипа, например: заполнить строчку как можно быстрее следующей серией: XX000XX000XX. . . или 6660066600. .. Могут быть и другие варианты проб на динамический праксис, при выполнении которых обращается особое внимание на дезавтоматизацию двигательного акта, персеверации, эхопраксии.
38. Оральный праксис. Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
При оценке результатов выполнения проб по разделу «праксис» необходимо выяснить, какие нарушения могут быть обусловлены речевыми расстройствами (неудержанис ряда, отчуждение смысла слов и т. д.). Следует также охарактеризовать особенности двигательных операций (дискоординаторные нарушения, персеверакои, эхопраксии, истощасмость и т. д.), их адекватность в отношении заданной экспериментатором ситуации (например, в ответ на предложение поманить пальцем, грозить им и т. п.). Учитывается способность испытуемого правильно opi ептировать одежду по отношению к собственному телу (аир ксия одевания), а также ошибки в левом (чаще) или правом (реже) поле зрения и другие особенности тонких целенаправленных движений и действий.
VII. Неречевой слуховой гнозис. Пробы на узнавание неречевых звуков, включая музыкальные мелодии и ритмы, проводят чаще всего в процессе исследования речевой функции, но выделяются в самостоятельный раздел. При этом, так же как и при исследовании различных сторон речи, предварительно знакомятся с состоянием более элементарных сторон слуха п слуховым вниманием.
39. Узнавание знакомых звуков и их последовательностей: шелест бумаги, звон монет, хлопание в ладоши и др.
40. Узнавание (идентификация) ритмов. Экспериментатор задает ритм постукиванием по столу — испытуемый должен найти идентичный среди других на схеме.
41. Узнавание мелодий известных песен, пропеваемых экспериментатором.
42. Воспроизведение предъявленных на слух ритмических последовательностей. В одном из вариантов опыта больному может быть предложено при этом зажать язык между зубами.
43. Воспроизведение любых, знакомых испытуемому мелодий.
VIII. Схема тела.
44. Право-левая ориентировка. Испытуемого просят показать: свою левую руку, правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым), левую руку экспериментатора (сидит напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).
45. Пальцевой гнозис. Испытуемого просят показать пальцы по вербальной инструкции: указательный палец, мизинец, средний, большой, мизинец, безымянный. По подражанию: показывают III палец, V палец, II палец, III палец, IV палец, I палец. При этом экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в пространстве. Нередко также используется проба, когда больному предлагается узнать при закрытых глазах, какие пальцы двигаются пассивно врачом.
46. Воспроизведение позы пальцев по подражанию. Экспериментатор при этом сидит напротив испытуемого.
47. Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук. Экспериментатор при этом также сидит напротив испытуемого. Последние две пробы в равной степени имеют отношение и к исследованию праксиса, в частности зрительно-пространственной организации движений. При анализе ошибок следует учитывать данные исследования праксиса, в частности рисунки «лица», «ромашки» и др., в которых могут отмечаться ошибки в левом поле зрения. Учитываются также данные клинико-психологического наблюдения за больным (не-осознание им паралича и других дефектов — анозогнозии, нарушений чувствительности и других расстройств). Необходимо также отмечать нарушения называния пальцев рук в исследованиях пальцевого гнозиса.
чтение и счет – предыдущая | следующая – гнозис
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание