/     /  
I.Глобальный взгляд на психическую жизнь

I.Глобальный взгляд на психическую жизнь

1. Иллюстрация проблематики

Все формы психической деятельности и поведения животных обусловле­ны подсознательными биологическими потребностями (мотивация их является биологической) и развиваются в процессе адаптации к среде. Те, кто изучает развитие психической жизни человека, должны были бы изучать развитие психической деятельности, поведения и его проявле­ний с помощью сравнительного метода: сравнивать поведение самых низших организмов, поведение высших организмов, развитие детского поведения и поведения взрослого человека. Что касается развития пове­дения человека и человеческой психики, то их необходимо изучать в об­щественном контексте и в связи с историческим развитием человеческо­го общества. Человек не развивается изолированно, он является суще­ством общественным.

При сравнении поведения низших организмов с поведением челове­ка можно обнаружить некоторые значительные черты сходства и некото­рые, еще более значительные, различия.

Различия между человеком и животным являются принципиально существенными. Животное «познает и оценивает» только при помощи тех средств, которые предоставляет ему его собственный организм. В отличие от него человек в своем историческом развитии усовершен­ствовал свои органы чувств с помощью микроскопа, удлинил их бино­клем. Наиболее близко стоящее к человеку животное – человекообразная обезьяна – способна использовать для своих нужд лишь то, что она най­дет в окружающей среде. Человек создал машины и космическую ракету.

Наиболее высокоорганизованные животные способны использовать предметы в качестве орудий труда. Но они не способны производить эти орудия. Бобры, пчелы и муравьи строят свои сооружения одним и тем же способом без изменения уже в течение тысячелетий. Речь идет о за­стывшей цепи инстинктивных реакций. Роберт Кювье, например, воспи­тал несколько молодых бобров в полной изоляции так, что они никогда не видели ни реки, ни взрослых бобров при работе. И все же как только он дал бобрам в клетку строительный материал, они построили плоти­ну.

Оса-сфекс парализует и консервирует своим ядом сверчка, ужалив его, поворачивает в норке и затем втягивает сверчка за усики внутрь и откладывает в его тело яички. Фабр произвел интересный опыт: он от­резал пойманному осой сверчку усики раньше, чем оса успела повер­нуться. Оса, напрасно поискав усики сверчка, оставила его и полетела вновь на охоту. Так повторялось много раз, несмотря на то, что перед входом в нору лежал целый ряд сверчков, на которых оса не обращала внимания.

Бобры строят плотину

Рис. 1 Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому).

У наиболее высокоорганизованных животных – человекообразных обезьян (исследователи приводят 396 признаков, по которым мозг обе­зьян приближается к человеческому мозгу) уже наблюдается значитель­ная способность к учению и довольно совершенная адаптация и к очень сложным ситуациям. Это бесспорно доказали известные опыты Келера (изучение интеллекта у антропоидных обезьян) с тенерифскими шимпан­зе, а также и опыты Н. В. Ладыгиной-Коте, И. П. Павлова, Орбели, Н. А. Тихо и Г. 3. Рогинского в Сухуми, и, наконец, опыты Иеркса и Вольфа в университете г. Йеле.

Шимпанзе Рафаэль, например (в опытах Павлова и Орбели) мог не только поставить пирамиду из ящиков и палкой сбить банан, подвешен­ный к потолку, как это делали шимпанзе в опытах Келера, но мог вы­полнять и довольно сложные задания:

1. Он видит через отверстие в ящике лежащий в нем апельсин, хочет его достать, но обжигается на огне спиртовки, горящей перед ящиком.

2. Рафаэль идет к сосуду с водой, подтягивает к себе спиртовку и га­сит огонь.

3. На следующем этапе опыта: он набирает воду в рот и гасит огонь.

4. Набирает воду в кружку и гасит огоонь.

5. Если у него не было воды и не было возможности ее достать, то он помочился в сосуд и погасил огонь.

В других экспериментах (Вацуро) Рафаэль очень сложно по тонкой бамбуковой перекладине добирался до помоста, где стоял сосуд с водой, хотя имел возможность получить воду гораздо проще, набирая ее с того места, где он стоял.

Обезьяна использует палку в качестве орудия

Рис. 2 Обезьяна использует палку в качестве орудия (из экспериментов Келера).

следующая – Процесс развития

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)