тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга. Поведенческие показатели.

4.2.4. Поведенческие показатели

Существуют нормативные данные, определяющие, в каком возрасте у ребенка формируются те или иные поведенческие навыки. Критери­ями оценки выступают показатели развития моторики, речи, воспри­ятия, самообслуживания, игры, мышления и др. Анализ нормативных данных показывает постепенный гетерохронный характер развития различных навыков, постепенное усложнение различных форм пове­дения, реализуемых ребенком (Скворцов И. А. и др., 2002). Генез пси­хических функций будет рассмотрен в следующей главе.

Для нормального психического развития в разные возрастные пе­риоды необходимо полноценное совместное функционирование раз­ных зон мозга, формирующее его интегративную активность. Необхо­димой ведущей предпосылкой для этого является морфологическая зрелость соответствующих отделов нервной системы.

«Формирование в онтогенезе системной деятельности мозга опреде­ляется как структурным созреванием областей коры, в особенности ее переднецентральных отделов, так и организацией функциональ­ных связей. Структурное созревание корковых областей, формиро­вание их нейронных ансамблей обеспечивает совершенствование и спе­циализацию осуществляемых в этих областях операций» (Фарбер Д. А., 1990. – С. 144).

Данные по морфологическому и функциональному созреванию мозга, таким образом, подтверждают гетерохронный принцип форми­рования целостной работы мозга. Проявляется он в существовании различий в сроках и темпах морфологического и функционального созревания как между разными областями коры, так и между разными структурами в пределах одной области мозга. Не одновременно устанавливаются также и связи между разными отделами мозга.

Можно сделать ряд выводов, касающихся анатомического и функ­ционального созревания мозга в ходе индивидуального развития че­ловека на основе использования понятий «функциональная система» и «системогенез».

1. Общая морфологическая архитектура мозга ребенка, которая выступит в последующем мозговой основой функциональных систем, обеспечивающих психические процессы, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. При этом часть элементов в этой архитектуре уже функциониру­ет, другая часть еще только предуготована к определенному типу функционирования. В этом реализуется принцип опережающего развития морфологических структур (более раннее морфофункциональное созревание одних структур по сравнению с другими). Также на начальных стадиях постнатального онтогенеза форми­руется основа единой системы распределения активности мозга, «каркас», связывающий разные отделы мозга в целостную дина­мическую систему и создающий почву для включения различных мозговых центров в функциональные системы.

2. В дальнейшем формирование функциональных систем идет по двум направлениям.

Первое — морфофункциональное созревание входящих в функ­циональные системы отделов мозга, то есть достижение изна­чально мало дифференцированными, различными элементами системы определенного уровня функциональной зрелости и вслед­ствие этого дифференциация работы этих элементов. Гетерохронность при этом определяет темпы развития и дифференциа­ции различных элементов.

Второе — изменение иерархии связей между входящими в функ­циональные системы отделами мозга. Смена иерархии связей меж­ду элементами внутри функциональной системы и во взаимодей­ствии разных функциональных систем приводит к качественным внутрисистемным и межсистемным перестройкам, которые пони­маются как переход на новый этап возрастного развития. Например, хватательный рефлекс возникает при наличии так­тильных ощущений в руке, то есть ведущую роль в осуществлении движения играют тактильные афферентации и изолированная работа двигательной системы. Позже, после смены иерархии во вза­имодействии сенсорной и моторной систем, ведущую роль берут на себя зрительные афферентации, и это позволяет ребенку строить движение в отношении дистантно расположенных объектов, ребе­нок протягивает руку к нужному предмету. Другой известный при­мер, ребенок мыслит припоминая (опора на наглядный образ), а взрослый припоминает размышляя (опора на анализ и синтез).

3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. Первыми к моменту рождения ребенка созревают подкорковые образования. В корковых отделах мозга сначала оформляются зоны, относя­щиеся к работе анализаторных систем (задние отделы мозга). Более позднее и постепенное созревание присуще ассоциатив­ным отделам коры и связям между различными областями мозга. И наиболее медленный темп развития характерен для лобных отделов мозга, функцией которых являются произвольная регу­ляция и интеграция различных мозговых зон в целостные функ­циональные системы (передние отделы мозга). Правополушарные структуры начинают формироваться раньше, чем левополушарные (Семенова Л. К. и др., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990,1997,1998; Еремеева В. Д., Хризман Т. П., 1998).

4. Принцип гетерохронного развития можно наблюдать и в форми­ровании различных анализаторных систем. Так, еще в эмбриоге­незе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывает на их приоритетную и базисную роль в развитии психики ребенка.

Первоначально рядом расположенные отделы коры, входящие в анализаторные системы, берут на себя сходную (сенсорную) функцию. Затем происходит постепенная дифференциация фун­кций разных отделов мозга.

5. Существует определенная хронология созревания различных от­делов мозга. В ней можно выделить возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наи­более значительные из них приходятся на первые два года и на возраст 6-7 лет.

6. Переход от общей, генерализованной формы активации мозга к избирательной, специфической, подразумевающей наличие произвольной регуляции деятельности, происходит в 7-10 лет.

7. Мозг достигает морфологической зрелости в целом к 18-20 годам.

 

функциогенез мозга-2 – предыдущая | следующая – нейропсихологический аспект

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым