5. Называние (номинативная функция речи) также исследуется в нескольких сериях опытов: называние реальных предметов (например, часы, карман, ремешок, циферблат) или других предметов, окружающих больного, называние частей тела (употребляемых чаще и реже в обыденной речи): глаз, колено, локоть, подбородок, ресницы, переносица, скула и др.; называние изображений предметов (рис. 3)—утюг, топор, булавка, самовар, трубка, якорь, зонт, пила, ножницы, пистолет, сабля, циркуль. На рис. 3 изображены предметы, словесные обозначения которых встречаются как достаточно часто, так и относительно редко. Этот же набор можно использовать для исследования возможности нахождения больным категориальных названий предметов (классификация): например, пила, топор, клещи — инструменты и т. д. В дополнение к этой пробе можно исследовать называние качеств или действие с предметами.
В этой серии проб обращается внимание главным образом на поиск больным нужного названия, помогает ли при этом под¬сказка первых 1—2 фонем или контекст, характер встречаю¬щихся парафазии (вербальных или литеральных), разница в назывании окружающих предметов и частей тела, с одной стороны, и изображений предметов — с другой.
При анализе выполнения заданий, направленных на оценку экспрессивной речи, учитываются такие важные элементы, как темп речи, ее мелодические характеристики (эмоциональная выразительность), тенденции к логорее, плавность речи — напряжение, запинание, затруднение приступа к слову, ар-тикуляторные искажения и поиски артикуляции, способность плавного перехода от одной артикулемы на другую, особенности парафазии (вербальные или литеральные), лабильность литеральных парафазии. Все обнаруженные нарушения тщательно анализируются и сопоставляются с дефектами письменной речи. Ряд проб на экспрессивную речь могут быть оценены и с точки зрения понимания речи и словесных значений.
II. Понимание речи и словесных значений.
6. Различение изолированных гласных звуков и их серий. Проба предложена Н. Н. Трауготт и выполняется по условно-рефлекторной методике: испытуемый поднимает руку при произнесении «а» и не поднимает при произнесении «у» и т. д. В каждой из представленных серий положительным стимулом является первый по порядку: а—у—у—а—у—a; ay—уа—ау— уа—уа: ауо—аоу—оау—оау—ауо—уоа—ауо и т. д.
7. Дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний. Выполняется по той же методике, что и предыдущая: да—та—да—да—та—та; коса — коза — коза — коса— коза — коса; лобата — ломата — лопата — лобата — лопада — лопата и т. д. Эта проба и другие известные пробы из этой серии направлены па исследование фонематического слуха.
8. Понимание отдельных слов. Вначале предлагается показать предметы, окружающие больного. Покажите, пожалуйста (делается пауза): стол, окно, дверь, часы, авторучку, выключатель, люстру и т. д.
9. Сохранение смысла слов в условиях нагрузки исследуется затем в качестве более трудного задания. При этом предлагается многократное повторение группы из одних л тех же слов или их серий. При нарушении понимания слов возникает «отчуждение» их значения. Покажите, пожалуйста (делается пауза): глаз — ухо — нос — ухо — глаз — нос; ухо — глаз, пос — ухо, глаз — нос; глаз — нос — ухо; ухо — глаз — пос; нос — ухо, глаз.
10. Удержание речевого ряда: перед испытуемым раскладывают карточки с 12 изображениями предметов (рис. 3). Вначале набор закрыт. Называются 4 предмета, затем, открыв набор, просят больного их показать. В таком виде опыт повторяют 3 раза. Если испытуемый не справляется с заданием, то опыт проделывают с серией из 3 изображений и т. д. Если задание с 4 изображениями выполняется, то продолжать исследование нет необходимости. Рекомендуется перед каждым новым предъявлением менять порядок расположения карточек в наборе для того, чтобы исключить влияние местоположения изображения на удержание речевого ряда. Эта проба может служить также примером методического подхода для исследования узнавания значений слов по их следам.
11. Понимание простых команд и предложений: закройте глаза; покажите язык; поднимите и опустите руку; возьмите карандаш и дайте его мне и т. д., но не более трех последовательных действий в одном предложении.
экспрессивная речь – предыдущая | следующая – письмо
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание