В качестве иллюстрации приведем следующее клиническое наблюдение.
Подэкспертная Т., 10 лет, была освидетельствована комиссией экспертов в связи с гражданским делом по иску ее матери к отцу об определении места жительства девочки. Родители проживали раздельно уже больше года. Девочка, в соответствии со своим желанием, проживала с отцом, от общении с матерью отказывалась, при встречах с матерью — демонстрировала свое негативное к ней отношение. Во время клинической беседы была эмоционально напряжена, охвачена переживаниями, постоянно возвращалась к значимым для нее обвинениям матери. С категоричностью, эмоциональной охваченностью заявляла, что та ее постоянно била: давала подзатыльники, могла ударить кулаком в нос, била пряжкой ремня. В день рождения мама пожелала ей, чтобы она «сгорела», чтобы у нее «ничего не получалось». Подчеркивала, что это могут подтвердить ее подруги, называла их фамилии. Анамнестические сведения сообщала избирательно, интерпретировала их с позиции отвергающего отношения к ней матери. Подчеркивала, что ею всегда занимался отец, что не соответствовало объективным материалам гражданского дела. Утверждала, что не может вспомнить ни
одного приятного эпизода, связанного с матерью, даже когда она была маленькая. С убежденностью заявляла, что мама всегда «проявляла то, что она меня не любила». Рассказывала, что мать постоянно ее обзывала дурой, крысой, сволочью и т.п., кричала ей: «Эй ты, крыса, куда полезла?» Утверждала, что всегда считала ее «самой злой на свете мамой», «все равно любила ее, но на десять процентов, а на девяносто — ненавидела». Некоторые высказывания девочки имели характер психопатологических. Так, демонстрировала якобы имеющуюся у нее на носу «неровность», которая, по ее мнению, образовалась после того, как мама ее ударила кулаком. Описывая ситуацию, предшествовавшую разъезду родителей, занимала обвиняющую мать позицию. Рассказывала, что мама «начала долбить технику, выкидывать продукты из холодильника», выгнала отца из дома; во время скандалов между родителями она старалась спрятаться, потому что мама «могла швырнуть ножом или сковородкой». «Когда она бесится — она может все». Рассказывала, как в течение недели они с отцом ежедневно обсуждали совместные планы на переезд. Подчеркивала преимущества своей жизни с отцом. Говорила, что очень сильно любит папу, а папа — ее. Они никогда не ругаются. Несколько раз за время беседы повторила, что они с папой «живут богато», папа ей все покупает. Выказывала нежелание видеться с матерью, встречаться, разговаривать с ней по телефону. Утверждала, что когда ее видит или слышит — начинает волноваться, боится, что мама ее «куда-нибудь утащит и вколет шприц с успокоительным». С целью подтверждения того, как она нервничает при общении с матерью, говорит, что один раз во время разговора с ней «порвала бумажку». Заявляла, что после того как суд примет окончательное решение (чтобы она проживала с отцом), она хотела бы, чтобы у нее «была мама» (имея в виду новую жену отца): добрая, которая будет ее любить, о ней заботиться. С родной матерью, если это необходимо, «готова типа поддерживать отношения», видеться с ней «один раз в месяц для галочки».
При исследовании индивидуально-психологических особенностей у подэкспертной были выявлены демонстративные тенденции в виде стремления привлечь к себе внимание, произвести благоприятное впечатление на окружающих. Для нее были характерны активность, общительность, амбициозность, высокий уровень притязаний, завышенная самооценка, наряду с признаками повышенного психического напряжения, связанного с конфликтной семейной ситуацией, склонностью к защитной агрессии, тенденцией к вытеснению негативных переживаний.
В подобных экспертных заключениях, помимо констатации негативного отношения подэкспертных к матерям, подчеркивалось, что вовлечение подэкспертных в длительный эмоциональный конфликт между родителями, а также нарушение позитивных взаимоотношений с матерью могут оказать негативное влияние на дальнейшее личностное и эмоциональное развитие несовершеннолетних, последствия которого могут проявиться на любом этапе развития, включая период взрослости.
В отношении одной из подэкспертных было вынесено диагностическое заключение, что несовершеннолетняя психическим расстройством не страдает, у нее имеются элементы сензитивных идей отношения, обусловленные высокой вовлеченностью девочки в семейный конфликт, индуцирующим влиянием родителя, с которым она проживает (отца), индивидуально-психологическими особенностями матери и особенностями ее поведения в ситуации развода. При экспертном исследовании отца, с которым проживала несовершеннолетняя, была выявлена склонность к вынесению межличностных конфликтов из сферы супружеских отношений в детско- родительское взаимодействие. В заключении подчеркивалось, что такие индивидуально-психологические особенности, как эгоцентризм и склонность к внешнеобвиняющим реакциям, в сочетании со склонностью к вынесению межличностных конфликтов из сферы супружеских отношений в детско- родительское взаимодействие могут оказать влияние на формирование у несовершеннолетней негативного образа матери. При исследовании индивидуально-психологических особенностей матери была выявлена некоторая эмоциональная незрелость, импульсивность, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к эмпатии, что отражалось на ее недостаточной способности к учету потребностей дочери эмоционального характера.
Таким образом, анализ механизмов формирования негативного и конфликтного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю показывает, что учет мнения ребенка (даже при достижении им возраста 10 лет) при определении места его жительства или порядка его общения с отдельно проживающим родителем может не всегда отвечать его истинным интересам.
вовлечение ребенка в родительский конфликт – предыдущая | следующая – мнение ребенка
Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.