canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Мнение ребенка учитывается судом. Влияние родителей на мнение ребенка.

3.5. Особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства

В рамках клинико-психологического исследования ребен­ка может решаться вопрос о способности ребенка определить свое отношение к отцу и матери в обстоятельствах, в которых он воспитывался, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, а также вопрос о целесообразности расспроса ребенка, достигшего 10-летнего возраста, в суде. Желание ре­бенка жить с отцом или матерью имеет большое значение для судебного решения. Несмотря на то что учет мнения ребенка при решении споров о порядке воспитания, в случае если это не противоречит его интересам, обязателен по достижении ре­бенком десятилетнего возраста, в законодательстве закреплено право ребенка любого возраста выражать свое мнение при су­дебном решении споров, затрагивающих его интересы (ст. 57 СК РФ). Установление формального возрастного предела, при котором суд принимает во внимание волю детей (10 лет), не всегда обеспечивает правильное разрешение споров о воспи­тании детей в соответствии с их интересами.

При этом следует учитывать несколько обстоятельств.

Во-первых, сама по себе необходимость для ребенка осу­ществить подобный выбор между родителями может привести к тяжелейшим конфликтам лояльности и к ухудшению психи­ческого состояния ребенка.

Во-вторых, в силу недостаточного жизненного опыта ребенок и в 10 лет во многих случаях не может определить свои подлинные интересы. Характерные для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста личностная незрелость, недостаточная сформированность самосознания, фрагментарность оценки ситуации, фиксация на эмоциональ­но значимых аспектах не позволяют считать мнения и сужде­ния детей полностью осознанными.

В-третьих, в силу естественной возрастной подчиняемости, внушаемости, ориентации на мнения значимого окруже­ния мнение детей, особенно при вовлечении в родительский конфликт, не является полностью самостоятельным и во мно­гом определяется установками взрослых, с которыми он про­живает.

В юридической практике США существуют два основных пути учета мнения ребенка при определении его места житель­ства с одним из родителей. В ряде штатов ребенок, достигший определенного возраста (в штате Джорджия — 14 лет, Мисси­сипи — 12 лет, Огайо — 12 лет), имеет право выбора того из ро­дителей, с кем он будет проживать, если оба родителя способны заботиться о ребенке. В большинстве штатов формальный воз­раст не определяется, однако учитывается «соответствующий возраст и уровень психического развития». Способность к хо­рошо обоснованному выбору может различаться между детьми одного возраста в зависимости от их уровня когнитивного и эмоционального развития и взросления. В некоторых случаях судами принималось во внимание мнение детей и не достиг­ших 10-летнего возраста.

Оценка уровня возрастного психологического развития ребенка имеет существенное значение, когда признаки задер­жанного или дисгармоничного, «поврежденного» развития на­блюдались до семейно-правового спора. Нарушения возраст­ного психического развития существенно определяют мнение ребенка, поэтому экспертная оценка его способности выразить свое отношение к матери или отцу должна всегда опираться на характеристику возрастного психического развития.

С характеристикой возрастного психологического разви­тия ребенка тесно связана и оценка его индивидуально-психологических особенностей. Особое экспертное значение имеет выявление у ребенка повышенной внушаемости, эмоциональ­ной зависимости от одного из родителей, часто определяющих изменение отношения ребенка к отдельно проживающему ро­дителю в сложившейся конфликтной ситуации в семье.

При высказываемом ребенком желании проживать с од­ним из родителей необходимо выяснить, каким образом ре­бенок мотивирует свой выбор, и отразить это в описательной части экспертного заключения.

Так, при экспертизе подэкспертного В. решался вопрос о спо­собности мальчика к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью или отцом. На момент экспертизы ребенку было 6 лет. Его родители про­живали раздельно уже 2 года, мальчик, в соответствии с со­вместным решением родителей, проживал с отцом, периодиче­ски виделся с матерью. Затем мать вышла замуж за гражданина Германии и обратилась в суд с иском об определении места жи­тельства ребенка с ней. К моменту КСППЭ мальчик в течение 3 месяцев проживал в Москве с матерью и отчимом. В беседе ребенок рассказал, что живет «с мамой и папой» (уточняя, что так он называет «маминого мужа»). Заявил, что любит и отца, и мать, но хочет жить с мамой, так как «с ней можно развле­каться, в Германии есть бассейн, большой дом, а у папы нет синтезатора и телевизора». Выразил желание «поскорее уехать с мамой в Гамбург».

подэкспертный – предыдущая | следующая – принятие решения о месте проживания

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Яндекс.Метрика