В рамках клинико-психологического исследования ребенка может решаться вопрос о способности ребенка определить свое отношение к отцу и матери в обстоятельствах, в которых он воспитывался, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, а также вопрос о целесообразности расспроса ребенка, достигшего 10-летнего возраста, в суде. Желание ребенка жить с отцом или матерью имеет большое значение для судебного решения. Несмотря на то что учет мнения ребенка при решении споров о порядке воспитания, в случае если это не противоречит его интересам, обязателен по достижении ребенком десятилетнего возраста, в законодательстве закреплено право ребенка любого возраста выражать свое мнение при судебном решении споров, затрагивающих его интересы (ст. 57 СК РФ). Установление формального возрастного предела, при котором суд принимает во внимание волю детей (10 лет), не всегда обеспечивает правильное разрешение споров о воспитании детей в соответствии с их интересами.
При этом следует учитывать несколько обстоятельств.
Во-первых, сама по себе необходимость для ребенка осуществить подобный выбор между родителями может привести к тяжелейшим конфликтам лояльности и к ухудшению психического состояния ребенка.
Во-вторых, в силу недостаточного жизненного опыта ребенок и в 10 лет во многих случаях не может определить свои подлинные интересы. Характерные для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста личностная незрелость, недостаточная сформированность самосознания, фрагментарность оценки ситуации, фиксация на эмоционально значимых аспектах не позволяют считать мнения и суждения детей полностью осознанными.
В-третьих, в силу естественной возрастной подчиняемости, внушаемости, ориентации на мнения значимого окружения мнение детей, особенно при вовлечении в родительский конфликт, не является полностью самостоятельным и во многом определяется установками взрослых, с которыми он проживает.
В юридической практике США существуют два основных пути учета мнения ребенка при определении его места жительства с одним из родителей. В ряде штатов ребенок, достигший определенного возраста (в штате Джорджия — 14 лет, Миссисипи — 12 лет, Огайо — 12 лет), имеет право выбора того из родителей, с кем он будет проживать, если оба родителя способны заботиться о ребенке. В большинстве штатов формальный возраст не определяется, однако учитывается «соответствующий возраст и уровень психического развития». Способность к хорошо обоснованному выбору может различаться между детьми одного возраста в зависимости от их уровня когнитивного и эмоционального развития и взросления. В некоторых случаях судами принималось во внимание мнение детей и не достигших 10-летнего возраста.
Оценка уровня возрастного психологического развития ребенка имеет существенное значение, когда признаки задержанного или дисгармоничного, «поврежденного» развития наблюдались до семейно-правового спора. Нарушения возрастного психического развития существенно определяют мнение ребенка, поэтому экспертная оценка его способности выразить свое отношение к матери или отцу должна всегда опираться на характеристику возрастного психического развития.
С характеристикой возрастного психологического развития ребенка тесно связана и оценка его индивидуально-психологических особенностей. Особое экспертное значение имеет выявление у ребенка повышенной внушаемости, эмоциональной зависимости от одного из родителей, часто определяющих изменение отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в сложившейся конфликтной ситуации в семье.
При высказываемом ребенком желании проживать с одним из родителей необходимо выяснить, каким образом ребенок мотивирует свой выбор, и отразить это в описательной части экспертного заключения.
Так, при экспертизе подэкспертного В. решался вопрос о способности мальчика к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью или отцом. На момент экспертизы ребенку было 6 лет. Его родители проживали раздельно уже 2 года, мальчик, в соответствии с совместным решением родителей, проживал с отцом, периодически виделся с матерью. Затем мать вышла замуж за гражданина Германии и обратилась в суд с иском об определении места жительства ребенка с ней. К моменту КСППЭ мальчик в течение 3 месяцев проживал в Москве с матерью и отчимом. В беседе ребенок рассказал, что живет «с мамой и папой» (уточняя, что так он называет «маминого мужа»). Заявил, что любит и отца, и мать, но хочет жить с мамой, так как «с ней можно развлекаться, в Германии есть бассейн, большой дом, а у папы нет синтезатора и телевизора». Выразил желание «поскорее уехать с мамой в Гамбург».
подэкспертный – предыдущая | следующая – принятие решения о месте проживания
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.