Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

12.  Понимание логико-грамматических структур или отно­шений между предметами. Большинство проб этой серии пред­ложено А. Р. Лурия. Приводим некоторые из них: понимание флективных отношений: покажите, пожалуйста, ключ—руч­кой; ручку—ключом; ручкой — ключ; ключом — ручку и т. д. Понимание отношений между предметами, выраженных пред­логами и наречиями: положите ручку под книгу; положите кни­гу на ручку; положите ручку выше книги и т. д. Дополнительно можно использовать пробы па понимание так называемых ат­рибутивных, инвертированных или сравнительных конструкций (но А. Р. Лурия), например: одно ли это и то же: «отец брата и брат отца» и др. Правильно ли я говорю: «Солнце осве­щается землею?» и др. Какой карандаш более длинный? менее длинный и др.

13.  Понимание проб Хеда. Покажите, пожалуйста, указа­тельным пальцем руки — пос; указательным пальцем левой ру­ки -правый глаз; указательным пальцем правой руки -ле­вое ухо и нос; указательным пальцем правой руки — левый глаз н пос и т. д., причем для усложнения пробы можно менять также и палец. Эта проба нередко используется для экспресс-диагностики различных клинических вариантов афазий прямо у постели больного. Выявляемые с помощью пробы нарушения зависят не только от понимания логико-грамматических кон­струкций, но и от удержания речевого ряда, ориентировки в правом—левом, сохранности номинативной функции слова н т. д.

14.  Понимание ситуативной речи исследуется обычно во время предварительной беседы с больным, а также отчасти при исследовании спонтанной и диалогической речи, понимании ряда инструкций, предшествующих выполнению других зада­ний.

15.  Фонематический анализ. Исследуется обычно так назы­ваемый количественный и качественный анализ фонем в сло­вах; например, требуется сказать, из какого числа букв сос­тоят слова: окно, работа, самолет, микроскоп, полководец или другие одно-, двухсложные, многосложные слова. Качественный анализ фонем в словах выполняется обычно по условно-рефлек­торной методике, предложенной В. К- Орфинской: если произ­носится слово, в котором есть звук «с», больной должен под­нять руку; при отсутствии в слове звука «с» поднимать руку не надо. Первые несколько слов обычно произносятся с усиле­нием нужной фонемы, например: сстол, ззабор, лошадь, мороз, весна, пуговицы, ресницы, циферблат, автобус, рукавица, рас­сказ, электростанция. В других вариантах опытов можно так­же предъявить больному ряд изображений предметов, из ко­торых он может выбрать те, в словесном обозначении которых встречаются заданные фонемы (см. рис. 3). Для исключения роли артикуляции в фонематическом анализе и синтезе испы­туемому предлагают при выполнении задания зажать язык ме­жду зубами.

При анализе и оценке особенностей импрессишгой речи обращается вни­мание главным образом на адекватное восприятие звуков речи, дифференци-ровку близких по звучанию гласных и согласных, их комплексов, оппози­ционных фонем, понимание значений слов и коротких фраз, стойкость значе­ния слова в зависимости от объема удержания ряда, «отчуждения смысла слова», когда больной, правильно повторяя отдельные слова, не может их со­отнести со значением, как бы «отчуждая» название предмета от его смысла, сохранность схемы тела, способность удержать в памяти относительно длин­ное предложение и т. д. Особенности нарушения фонематического анализа и синтеза важно учитывать также при анализе расстройств письма и чтения.

III. Письмо представляет собой особую форму экспрессив­ной речи, и начинается исследование обычно со списывания букв и слов с предъявляемого образца, например:

16.  Списывание отдельных букв или фразы, состоящей из слов, написанных буквами разных шрифтов: «Сегодня хоро­шая погода» (рис. 4). При этом образец может постоянно на­ходиться перед испытуемым или убираться через 5—6 с. Об­ращается внимание па четкость, с которой больной восприни­мает и воспроизводит существенные признаки букв, и не заменяет ли списывание «рабским» копированием.

17.  Исследование двигательных стереотипов — запись авто­матизированных энграмм: собственное имя, фамилия, назва­ние родного города.

18.  Письмо букв под диктовку, например: А, И, У, К, П, Щ.

19.  Письмо простых и более сложных фонетически слов иод диктовку, например: дом, весна, работа, самолет, экватор, ко­раблекрушение.

20. Составление тех же слов из отдельных букв (разрез­ной азбуки или кубиков), при этом сравнивается, одинаковы ли трудности в выполнении заданий — написать или сложить слова из отдельных букв. В последнем случае устраняются трудности, возникающие при нарушении двигательных навы­ков письма.

21. Письмо фраз под диктовку, например: «Я иду в кино»; «Завтра будет хорошая погода»; «Войсками командовал вы­дающийся полководец» и т. п. Пробы на письмо слогов, слов и фраз под диктовку выполняются либо с проговариванием, либо при «выключении» артикуляции — язык зажат между зубами.

22. Самостоятельное письмо. Написать 2—3 фразы на за­данную тему (квартира, работа и т. п.). Последняя проба на­правлена на исследование собственно письменной речи боль­ного. Анализ ошибок при этом аналогичен тому, что прово­дится при исследовании развернутой повествовательной речи.

понимание речи и слуховых значений – предыдущая | следующая – чтение и счет

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание