/     /  
Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты (продолжение)

Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты (продолжение)

Мы предположили, что именно в этом возрастном диапазоне происходит реорганизация ментальных и психомоторных способностей. Приведем аргументы в пользу нашей гипотезы. Возрастные снижения средних показателей развития по выборкам сопровождается колебаниями вариабельности: сначала падение, а затем рост. Эти периоды падения показателей развития являются начальными периодами становления в развитии новых функциональных систем психической организации. Факторный анализ ментальных и психомоторных составляющих развитии показал, что в переходные периоды наблюдается диффузность факторных структур, которая сменяется большей дифференцированностью (табл.2) Таблица 2. Факторная размерность показателей ментального (MDI) и психомоторного (PDI) развития у детей в трех выборках по 8 возрастным срезам.
Одиночнорожденные дети (MDI)
Возраст (мес) 4 8 12 18 24 30 36 42
Факторная размерность 3 2 2 2 1 2 2
ДЗ близнецы
Факторная размерность 3 3 1 1 2 1
МЗ близнецы
Факторная размерность 3 3 1 2 2 2
Одиночнорожденные дети (PDI)
Факторная размерность 1 2 1 1 2 1 2
ДЗ близнецы
Факторная размерность 2 2 1 1 2 1
МЗ близнецы
Факторная размерность 1 1 2 1 1 2
  В табл. 2 факторные структуры более дифференцированного характера отмечены серым цветом. Буквой «р» помечается однофакторная структура с признаками внутреннего расслоения, то есть неоднородности составляющих : факторных весов, чтобы отличить их от «монолитных», недиффренцированных однофакторных структур. Итак, при проверке статистической значимости различий между средними индексами в разные возрастные периоды были получены значимые различия в точках 18 мес. для ОР и 18- 24 мес. - для МЗ и ДЗ близнецов. Данные хорошо согласуются с нашей гипотезой о переходном периоде 18-24 мес. Анализ динамики изменений средних показателей ментального и психомоторного развития и их стандартных отклонений при сравнении размерности, состава факторных структур трех групп детей показывает, что возраст 18-24 месяца - это возраст существенных изменений в структуре психической организации. Этим изменениям предшествует снижение дифференциации, снижение общего уровня ментального и психомоторного звития, снижение вариативности. Эта общая картина перехода полняется индивидуальными вариантами развития, которые мы наблюдали у трех групп детей, при более растянутых, «размазанных» процессах изменений и перестроек в развитии близнецов, особенно МЗ. Именно в переходный период онтогенеза наблюдается увеличение генетического вклада: в 18-мес. - для ментального развития и в 12 мес. - для психомоторного вклада: в 18-мес. - для ментального развития и в 12 мес. - для психомоторного. Сравнительные данные о показателях наследуемости Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов и наши данные на ткущий период показывают неравномерность генетических влияний на ментальное развитие в первые 4 года жизни, и что особенно важно - резкое увеличение показателей наследуемости в 18 мес. Увеличение вклада генетических факторов в развитие интеллектуальной способности в переходном возрасте 6 лет было показано в работе М.С. Егоровой (Егорова и др., 1995). Исходя из полученных данных можно предположить, что возраст 18- 24 мес. является переходным этапом раннего детства, обозначаемым как критический период. Внутренняя реорганизация структур способностей, обусловленная резким усилением генетических влияний, предшествует явным поведенчес­ким проявлениям. В то же время многие авторы отмечают принципиальные изменения в ментальном развитии детей именно в период 18-24 мес. (Пиаже, Мелтзофф, Кармилофф - Смит, Каган и др. - цит. по Courage, llowe, 2002). Представленные в данной работе результаты указывают на необхо­димость пересмотра представлений о критических возрастах, движущих силах качественных  сдвигов в развитии ребенка. Междисциплинарный подход к данной проблеме - соединение психогенетики и психологии развития - кажется наиболее плодотворным для анализа принципиальных положений психологии.  

лонгитюдное исследование - предыдущая | следующая - ЭЭГ у младенцев

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)